Первый прототип ТБ-3 летал неокрашенным, в натуральном серебристом цвете дюралюминия. Только мотогондолы и широкие полосы на крыле за ними окрасили черной эмалью. Очевидно, это было сделано для того, чтобы скрыть гарь и копоть, летевшую из выхлопных труб. Никаких эмблем, надписей и номеров на самолете не было.
Серийные ТБ-3 красились по стандартной схеме ВВС в защитный (зеленый с коричневатым оттенком) колер сверху и небесно-голубой снизу. С началом Отечественной войны на многие самолеты нанесли камуфляжные пятна, разводы или широкие волнистые полосы черного цвета.
Надо отметить, что советская нитроэмаль, которая использовалась в 1930-е годы при покраске самолетов, хорошо держалась на дереве и ткани, но имела плохую адгезию к металлу. Из авиачастей нередко поступали жалобы, что краска на ТБ-3 быстро трескается, шелушится, осыпается и даже «стирается при помывке самолета влажными тряпками».
Возможно, столь низкая стойкость лакокрасочного покрытия была вызвана еще и тем, что авиазаводы, стремясь выполнить план, проводили окраску в спешке, не тратя времени на предварительную зачистку, обезжиривание и грунтовку.
Опознавательные знаки в виде красных звезд в тонкой черной окантовке с вписанной в центр черной окружностью либо без нее наносили на борта фюзеляжа между крылом и оперением, а также на консоли крыла сверху и снизу. Характерной особенностью ранних модификаций ТБ-3 с незастекленной носовой турелью Тур-б была дополнительная звезда, которую часто рисовали на носовой оконечности фюзеляжа.
Бортовые номера, состоявшие из одной или двух арабских цифр красного, белого, желтого или голубого цвета, всегда изображали на рулях направления. Цвет номера отражал принадлежность машины к тому или иному полку, либо эскадрилье. В дополнение к ним порой наносили тактические обозначения в виде разноцветных полос, «опоясывающих» фюзеляж, а иногда и законцовку вертикального оперения.
Самолеты из состава так называемой «парадной десятки» - группы машин без вооружения, предназначенных для зарубежных демонстрационных полетов, целиком окрашивались в белый цвет с черными кодами гражданской регистрации, состоявшими из аббревиатуры URSS и четырехзначного номера. Коды наносили на борта фюзеляжа и на крыло сверху и снизу.
Так же красились грузопассажирские Г-2, только коды на них начинались с букв СССР, а на бортах передней части фюзеляжа делали надпись «Аэрофлот». Впрочем, иногда после передачи из ВВС в ГВФ самолеты не перекрашивались. Закрашивали только звезды, а регистрационные коды и слово «Аэрофлот» наносили поверх «армейской» расцветки белой краской, поскольку черные надписи на зеленом фоне плохо различимы.
Наиболее яркую раскраску имели самолеты «Авиаарктика». При переоборудовании их покрасили в оранжевый цвет с голубыми мотогондолами и голубыми декоративными узорами на фюзеляже, крыле и оперении. На килях в круге был изображен вымпел Главного Управления Северного морского пути, которому подчинялся владелец самолетов - Управление Полярной авиации. Регистрационные коды этих машин состояли из букв СССР-Н и цифр 169,170,171 и 172, нанесенных черной краской.
Интерьеры кабин как у военных, так и у гражданских модификаций ТБ-3 красились в светло-серый цвет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий