УТ-2 из музея ОКБ им. А.С. Яковлева на выставке авиатехники на Центральном аэродроме Москвы, 1989 год. |
УТ-2
Основная серийная модификация, описанная в предыдущем разделе. Выпускалась с 1938 по 1940 год.
Группа самолетов УТ-2 с гражданскими обозначениями, принадлежавших Центральному аэроклубу ОСОАВИАХИМа, на авиационном параде в Тушино в честь Дня Воздушного флота, август 1940 года. |
Я-20
Вариант УТ-2 с французским рядным четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Renault-4 мощностью 140 л.с., который в СССР планировали выпускать по лицензии. Самолет испытывался Ю.И. Пионтковским и показал хорошие летные данные. Однако из-за неприспособленности французского мотора к работе в холодном климате от его постройки отказались. В результате Я-20 так и остался в единственном экземпляре.
АИР-12
Спортивный гоночный самолет для полетов на большие дистанции. Хотя он был сделан на базе УТ-2, исходная конструкция подверглась значительным изменениям.
Установлен двигатель М-11 Е мощностью 150 л.с. Кабина пилота перенесена назад и закрыта сдвижным фонарем. Кабина штурмана размещена спереди и для снижения аэродинамического сопротивления полностью «утоплена» в фюзеляж. Сверху ее закрывала откидывающаяся вбок крышка с прямоугольными окнами.
Между кабинами вставлен дополнительный бензобак, благодаря чему значительно повысилась дальность полета. Площадь крыла и стабилизатора уменьшена, а форма изменена, но главным нововведением стало убирающееся шасси.
Самолет построен в июле 1936 года, а 21 сентября Пионтковский совершил на нем рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва - Харьков - Симферополь - Харьков, протяженностью около 2000 км. Это расстояние АИР-12 преодолел за 10 часов полетного времени.
В 1937 году летчица B.C. Гризодубова и штурман М.М. Раскова на этой же машине без промежуточных посадок прилетели из Москвы в Актюбинск, покрыв расстояние 1444 км по прямой и установив женский мировой рекорд дальности для легких самолетов.
Еще один снимок АИР-12, на этот раз с закрытой пилотской кабиной и без щитков шасси. |
УТ-2 образца 1940 года
Первая модификация УТ-2 с трудом выходила из штопора. Для устранения этого недостатка центровку самолета сдвинули вперед путем удлинения моторамы на 15 см.
Кроме того, самолет оснастили мотором М-11Д, мощность которого была повышена до 115 л.с. Для более стабильной работы на морозе внедрили систему обогрева карбюратора. Сиденья сделали регулируемыми под рост пилотов. Чтобы снизить влияние вибраций мотора на работу приборов, приборные доски установили на пружинные амортизаторы. Улучшили амортизацию основных опор шасси, а на хвостовой костыль установили колесико.
Самолет выпускался серийно в 1940-1941 годах.
СЕН (Самолет Ефимова-Надирадзе)
Экспериментальный самолет с шасси на воздушной подушке. Был переделан из серийного УТ-2 путем установки вместо обычного шасси большого резинового баллона, внутрь которого нагнетался воздух от специального вентилятора.
Вентилятор работал от отдельного двухцилиндрового двигателя мощностью 25 л.с.
Работы над машиной велись в 1939- 1941 годах под руководством инженеров Н.И. Ефремова и А.Д. Надирадзе. СЕН проходил испытания в 1940 году под управлением летчика-испытателя И.И. Шелеста, продемонстрировав возможность взлетать с воды, с рыхлого снега и раскисшего болотистого грунта. Несмотря на успех испытаний, после начала Отечественной войны исследования были свернуты, и программа не получила дальнейшего развития.
СЕН во время испытаний на заснеженном аэродроме зимой 1940- 1941 годов. |
УТ-2 с двигателем ГАЗ-11
В 1939 году УТ-2 в экспериментальном порядке оснастили двигателем ГАЗ-11 мощностью 85 л.с. ГАЗ-11 представлял собой разработанный под руководством Л.Л. Зильперта форсированный авиационный вариант серийного автомобильного мотора от грузовика ГАЗ-АА, на котором вместо коробки передач смонтировали редуктор.
Мотор имел водяное охлаждение с радиатором автомобильного типа. Двигатель был значительно дешевле и экономичнее, чем М-11, однако имел меньшую мощность и более высокую удельную массу.
Самолет успешно летал, но его характеристики оказались гораздо ниже, чем у обычного УТ-2. Серийно не строился.
УТ-2М (Модернизированный)
Очередная версия основного учебного варианта, разработанная накануне войны.
Главным отличием являлось новое крыло со стреловидной передней кромкой и прямой задней кромкой. Это позволило еще больше сместить центровку вперед, сделав самолет более стабильным и простым в управлении за счет некоторого снижения маневренности. Для дополнительного повышения поперечной устойчивости угол установки консолей увеличили до 8°45'.
Приемник воздушного давления (трубку Пито) перенесли с правой консоли на левую. С целью экономии дюраля элероны и хвостовое оперение стали делать из дерева с полотняной обшивкой. Была изменена форма и увеличена площадь вертикального оперения. На рулях появились триммеры. От хвостового колеса вновь отказались, костыль оснащался маленькой съемной металлической лыжей (так называемой «лыжонкой»).
На самолет ставили двигатели М -11Д или М-11К мощностью 115 л.с.
В 1941 году УТ-2М был запущен в серийное производство и выпускался до 1946 года.
УТ-2МВ (Модернизированный военный)
Импровизированный легкий бомбардировщик, сделанный на базе УТ-2М и оснащенный мотором М -11Ф мощностью 140 л.с.
Под крылом укреплены четыре бомбодержателя ДЕР-31, обеспечивающие подвеску четырех бомб массой по 50 кг (при одном члене экипажа) или двух таких бомб (при двух членах экипажа). Также была предусмотрена возможность подвески восьми реактивных снарядов РС-82 и двух 50-килограммовых бомб.
Самолет построили в инициативном порядке на заводе № 247 в 1942 году. Государственные испытания проводились летчиком А.В. Синельниковым в НИИ ВВС. УТ-2МВ не был принят на вооружение и серийно не строился, поскольку он не обладал существенными преимуществами над У-2 в варианте легкого ночного бомбардировщика.
УТ-2Л («Лимузин»)
Курьерский и связной самолет на основе УТ-2 с более комфортными условиями для летчика и пассажира. Основным отличием являлся большой прозрачный фонарь, закрывавший обе кабины. В задней пассажирской кабине органы управления и приборы демонтированы.
В 1942 году выпущена небольшая серия из 13 экземпляров. Всего же в 1938-1946 годах построено 7243 самолета УТ-2 всех модификаций.
Прототип Я-20 в 1933 году проходил эксплуатационные испытания в одной из частей ВВС. В ходе этих испытаний у него закрасили полосы на хвосте, а на борта фюзеляжа и на крылья нанесли красные звезды |
УТ-2М в черно- зеленом камуфляже времен Великой Отечественной войны. Этот самолет использовался на фронте в качестве связной машины. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий