в Google+ Мы в Google+ Модификации УТ-2 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

09.06.2013

Модификации УТ-2

УТ-2
УТ-2 из музея ОКБ им. А.С. Яковлева на выставке авиатехники на Центральном аэродроме Москвы, 1989 год.

УТ-2


Основная серийная модификация, опи­санная в предыдущем разделе. Выпуска­лась с 1938 по 1940 год.

Группа самолетов УТ-2
Группа самолетов УТ-2 с гражданскими обозначениями, принадлежавших Центральному аэроклубу ОСОАВИАХИМа, на авиационном параде в Тушино в честь Дня Воздушного флота, август 1940 года.

Я-20


Вариант УТ-2 с французским рядным че­тырехцилиндровым двигателем воздуш­ного охлаждения Renault-4 мощностью 140 л.с., который в СССР планировали выпускать по лицензии. Самолет испытывался Ю.И. Пионтковским и показал хо­рошие летные данные. Однако из-за не­приспособленности французского мотора к работе в холодном климате от его по­стройки отказались. В результате Я-20 так и остался в единственном экземпляре.

прототип Я-20
прототип Я-20 с французским рядным мотором Renault-4. Самолет окрашен в белый цвет с красной передней кромкой крыла и полосатым красно-белым рулем направления, который являлся отличительным признаком почти всех довоенных опытных самолетов конструкторского бюро Яковлева.

АИР-12


Спортивный гоночный самолет для по­летов на большие дистанции. Хотя он был сделан на базе УТ-2, исходная кон­струкция подверглась значительным изменениям.

Установлен двигатель М-11 Е мощностью 150 л.с. Кабина пилота перенесе­на назад и закрыта сдвижным фонарем. Кабина штурмана размещена спере­ди и для снижения аэродинамическо­го сопротивления полностью «утоплена» в фюзеляж. Сверху ее закрывала откиды­вающаяся вбок крышка с прямоугольны­ми окнами.

Между кабинами вставлен дополни­тельный бензобак, благодаря чему зна­чительно повысилась дальность по­лета. Площадь крыла и стабилизатора уменьшена, а форма изменена, но глав­ным нововведением стало убирающее­ся шасси.

Самолет построен в июле 1936 года, а 21 сентября Пионтковский совершил на нем рекордный беспосадочный пе­релет по маршруту Москва - Харьков - Симферополь - Харьков, протяжен­ностью около 2000 км. Это расстояние АИР-12 преодолел за 10 часов полетно­го времени.

В 1937 году летчица B.C. Гризодубо­ва и штурман М.М. Раскова на этой же ма­шине без промежуточных посадок при­летели из Москвы в Актюбинск, покрыв расстояние 1444 км по прямой и устано­вив женский мировой рекорд дальности для легких самолетов.
Спортивный гоночный самолет АИР-12
Спортивный гоночный самолет АИР-12, сделанный на базе УТ-2. Как видно на снимке, самолет имел оригинальную компоновку: кабина пилота сильно сдвинута к хвосту, а между ней и кабиной штурмана установлен дополнительный топливный бак.
АИР-12
Еще один снимок АИР-12, на этот раз с закрытой пилотской кабиной и без щитков шасси.

УТ-2 образца 1940 года


Первая модификация УТ-2 с трудом вы­ходила из штопора. Для устранения это­го недостатка центровку самолета сдви­нули вперед путем удлинения моторамы на 15 см.

Кроме того, самолет оснастили мото­ром М-11Д, мощность которого была по­вышена до 115 л.с. Для более стабиль­ной работы на морозе внедрили систему обогрева карбюратора. Сиденья сделали регулируемыми под рост пилотов. Чтобы снизить влияние вибраций мотора на ра­боту приборов, приборные доски уста­новили на пружинные амортизаторы. Улучшили амортизацию основных опор шасси, а на хвостовой костыль установи­ли колесико.

Самолет выпускался серийно в 1940-1941 годах.

СЕН (Самолет Ефимова-Надирадзе)


Экспериментальный самолет с шасси на воздушной подушке. Был переделан из серийного УТ-2 путем установки вме­сто обычного шасси большого резинового баллона, внутрь которого нагнетался воз­дух от специального вентилятора.

Вентилятор работал от отдельного двухцилиндрового двигателя мощностью 25 л.с.

Работы над машиной велись в 1939- 1941 годах под руководством инже­неров Н.И. Ефремова и А.Д. Надирадзе. СЕН проходил испытания в 1940 году под управлением летчика-испытателя И.И. Шелеста, продемонстрировав воз­можность взлетать с воды, с рыхлого сне­га и раскисшего болотистого грунта. Не­смотря на успех испытаний, после начала Отечественной войны исследования были свернуты, и программа не получила даль­нейшего развития.
СЕН
СЕН во время испытаний на заснеженном аэродроме зимой 1940- 1941 годов.

УТ-2 с двигателем ГАЗ-11


В 1939 году УТ-2 в экспериментальном порядке оснастили двигателем ГАЗ-11 мощностью 85 л.с. ГАЗ-11 представлял собой разработанный под руководством Л.Л. Зильперта форсированный авиаци­онный вариант серийного автомобильно­го мотора от грузовика ГАЗ-АА, на котором вместо коробки передач смонтировали редуктор.

Мотор имел водяное охлаждение с ра­диатором автомобильного типа. Двига­тель был значительно дешевле и эконо­мичнее, чем М-11, однако имел меньшую мощность и более высокую удельную массу.

Самолет успешно летал, но его харак­теристики оказались гораздо ниже, чем у обычного УТ-2. Серийно не строился.

УТ-2М (Модернизи­рованный)


Очередная версия основного учебно­го варианта, разработанная накануне войны.

Главным отличием являлось новое кры­ло со стреловидной передней кромкой и прямой задней кромкой. Это позволило еще больше сместить центровку вперед, сделав самолет более стабильным и про­стым в управлении за счет некоторого снижения маневренности. Для дополни­тельного повышения поперечной устойчи­вости угол установки консолей увеличили до 8°45'.

Приемник воздушного давления (труб­ку Пито) перенесли с правой консоли на левую. С целью экономии дюраля эле­роны и хвостовое оперение стали делать из дерева с полотняной обшивкой. Была изменена форма и увеличена площадь вертикального оперения. На рулях поя­вились триммеры. От хвостового колеса вновь отказались, костыль оснащался ма­ленькой съемной металлической лыжей (так называемой «лыжонкой»).

На самолет ставили двигатели М -11Д или М-11К мощностью 115 л.с.

В 1941 году УТ-2М был запущен в се­рийное производство и выпускался до 1946 года.
УТ-2М
УТ-2М в полете на малой высоте. Обратите внимание на измененную форму вертикального оперения, а также на отсутствие обтекателей шасси. Почти все УТ-2М, построенные в военные годы, были выпущены без них, поскольку на обтекатели шел остродефицитный дюралюминий, которого не хватало даже для боевых самолетов.     Самолет, принадлежность которого неизвестна, окрашен в белый цвет и несет военные опознавательные знаки с двойной красно-белой обводкой, введенные в 1943 году.

УТ-2МВ (Модернизи­рованный военный)


Импровизированный легкий бомбарди­ровщик, сделанный на базе УТ-2М и ос­нащенный мотором М -11Ф мощностью 140 л.с.

Под крылом укреплены четыре бомбо­держателя ДЕР-31, обеспечивающие под­веску четырех бомб массой по 50 кг (при одном члене экипажа) или двух таких бомб (при двух членах экипажа). Также была предусмотрена возможность подве­ски восьми реактивных снарядов РС-82 и двух 50-килограммовых бомб.

Самолет построили в инициативном порядке на заводе № 247 в 1942 году. Го­сударственные испытания проводились летчиком А.В. Синельниковым в НИИ ВВС. УТ-2МВ не был принят на вооруже­ние и серийно не строился, поскольку он не обладал существенными преимуще­ствами над У-2 в варианте легкого ночно­го бомбардировщика.

УТ-2Л («Лимузин»)


Курьерский и связной самолет на осно­ве УТ-2 с более комфортными условиями для летчика и пассажира. Основным от­личием являлся большой прозрачный фо­нарь, закрывавший обе кабины. В задней пассажирской кабине органы управления и приборы демонтированы.

В 1942 году выпущена небольшая се­рия из 13 экземпляров. Всего же в 1938-1946 годах построено 7243 самолета УТ-2 всех модификаций.
Прототип «Лимузина» УТ-2Л
Прототип «Лимузина» УТ-2Л с закрытыми большим прозрачным фонарем кабинами пилота и пассажира. Самолет испытывался зимой 1941-1942 годов на лыжном шасси. На снимке видно, что он покрыт двухцветным камуфляжем, но звезды на фюзеляже и хвостовом оперении почему-то отсутствуют.

Прототип Я-20
Прототип Я-20 в 1933 году проходил эксплуатационные испытания в одной из частей ВВС. В ходе этих испытаний у него закрасили полосы на хвосте, а на борта фюзеляжа и на крылья нанесли красные звезды
УТ-2М
УТ-2М в черно- зеленом камуфляже времен Великой Отечественной войны. Этот самолет использовался на фронте   в качестве связной машины.
Один из УТ-2М
Один из УТ-2М, переданных в конце войны Югославии в рамках военной помощи. На снимке хорошо видны прием¬ники воздушного давления (трубки Вентури), укрепленные на борту фюзеляжа в районе кабин, а также открытые вентиляционные отверстия на лобовой панели капота. Обтекатели опор шасси отсутствуют, как и у большинства самолетов этой модификации. 

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск