УТ-2, а точнее его прототип АИР-10, прославился задолго до принятия машины на вооружение. Со 2 по 9 сентября 1936 года АИР-10, пилотируемый Юлианом Пионтковским, участвовал во Всесоюзном массовом перелете учебно-спортивных самолетов по маршруту Москва - Горький - Казань - Сарапул - Пермь - Свердловск - Оренбург - Куйбышев - Саратов - Сталинград - Луганск - Сталино - Днепропетровск - Киев - Бежица - Москва.
Несмотря на сложные метеорологические условия, АИР-10 успешно преодолел долгий путь и раньше всех пришел к финишу, заняв первое место. За это его создатель А.С. Яковлев был премирован золотыми часами.
УТ-2 с венгерскими опознавательными знаками. В Венгрии эти самолеты, полученные из СССР, использовали не только для обучения пилотов, но и для тренировки парашютистов. |
И не на УТ-2, а на У-2 воевали легкие бомбардировочные авиаполки, в том числе и знаменитые «ночные ведьмы».
Все дело в том, что скорость УТ-2 на взлете и посадке была гораздо выше, чем у У-2, поэтому ему требовались значительно более крупные аэродромы. На малых прифронтовых площадках, с которых успешно летали У-2, скоростной яковлевский моноплан базироваться не мог. Вдобавок низкая скорость «небесного тихохода» У-2 положительно сказывалась на точности бомбометания.
Зато УТ-2 лучше проявил себя в тех случаях, когда требовалась срочная доставка курьеров и различных документов. Многие части и соединения Красной Армии имели при штабах эти машины для осуществления оперативной связи.
Также УТ-2 в течение всей войны активно использовался для «продвинутой» подготовки летчиков, прошедших начальное обучение на У-2, и для восстановления летных навыков авиаторов, возвращавшихся в строй после ранений.
УТ-2 оставил свой след не только в советской авиации. В рамках военной помощи эти самолеты передавались Польше, Венгрии и Югославии, которые использовали их для обучения курсантов до начала 1950-х годов.
АИР-10 с бортовым номером 30 — победитель всесоюзной многодневной гонки учебно-спортивных самолетов, проходившей со 2 по 9 сентября 19З8 года. |
А в СССР послевоенная карьера УТ-2 оказалась недолгой. Деревянная конструкция машины не предусматривала длительной эксплуатации, и средний срок жизни машины не превышал нескольких лет. К тому же в 1 947 году началось производство цельнометаллического «наследника» УТ-2 - самолета Як-18, который быстро вытеснил «утенка» с военных, а потом и с учебных аэродромов.
В заключение надо сказать, что УТ-2 повезло больше, чем многим другим легендам советской авиации. До наших дней сохранились два экземпляра этой машины, один из которых находится в экспозиции Монинского музея авиации, а другой можно увидеть в Красногорском музее техники Вадима Задорожного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий