в Google+ Мы в Google+ История создания АИР-1 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

05.05.2013

История создания АИР-1

АИР 1

В 1925 году 19-летний рабочий-авиалюбитель Александр Яковлев свои­ми руками построил планер, который неплохо летал, и завоевал приз на всесоюз­ных планерных соревнованиях в Кокте­беле. Успех вдохновил начинающего кон­структора, и он решил начать постройку уже не планера, а полноценного самолета с мо­тором, причем по своему собственному проекту.

Сразу по возвращении из Коктебеля Яковлев с помощью Владимира Пышнова, который тоже был очень молод, но уже считался знатоком аэродинамики, начал конструировать легкий двухместный аэро­план (в тогдашней терминологии - авиет­ку), пригодный для спортивных полетов, перевозки пассажира, а также для дей­ствий в качестве военной связной машины. Поскольку в те годы авиамоторов подхо­дящей мощности в СССР еще не выпуска­ли, в качестве силовой установки он решил использовать импортный английский дви­гатель Cirrus. Несколько экземпляров таких моторов закупил Авиахим (Добровольное общество содействия авиации и химии; предшественник нынешнего ДОСААФ) для развития в стране самодеятельного авиа­строения. Яковлеву удалось получить под свой проект один из них.
яковлев александр сергеевич
Александр Сергеевич Яковлев в форме курсанта Военно- воздушной академии возле авиетки АИР-3. Хотя на этом снимке Яковлеву всего 23 года, он уже стал известным авиаконструктором, а его первый самолет установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета в своем классе.

Разработка самолета оказалась нелег­ким делом для человека, не обладавше­го необходимой теоретической базой и вынужденного буквально с азов пости­гать авиационную премудрость, - при­шлось читать учебники и периодически консультироваться у специалистов. Поэ­тому на математические расчеты и изго­товление чертежей ушел почти год. За это время Яковлев самостоятельно изучил тео­рию авиастроения, аэродинамику, сопро­мат, моторное дело, а также новинки оте­чественной и зарубежной легкомоторной авиации.

В сентябре 1926 года техническая ко­миссия Авиахима одобрила проект и вы­делила Яковлеву средства на приобретение оборудования, инструментов и матери­алов для постройки аэроплана. Но этих средств оказалось недостаточно, поэтому часть денег Яковлев вносил из своей зар­платы, а еще часть была собрана его това­рищами из Краснопресненского отделения Авиахима. Некоторые материалы безвоз­мездно предоставила Военно-воздушная академия (ВВА). Там же в мастерских ака­демии производились наиболее сложные механические работы, а выполняли их тех­ники учебно-летного отряда ВВА во главе с А.А. Демешкевичем.
АИР 1
АИР-1 в центральном зале клуба Военно- воздушной академии, превращенном в сборочный цех для этой машины. Задняя часть фюзеляжа и крылья еще не покрыты полотняной обшивкой, что позволяет рассмотреть элементы деревянного каркаса.

Сборку аэроплана проводили в цен­тральном зале клуба академии, где до ре­волюции размещался ресторан «Эльдо­радо». Яковлеву приходилось сочетать должность главного конструктора с обязан­ностями слесаря-сборщика, казначея, бух­галтера, администратора, а порой даже уборщика. Работали вечерами и по вы­ходным, ни о какой оплате труда речи не было. Постепенно Яковлев сплотил во­круг себя стойкую группу единомышленни­ков, которые в дальнейшем составили ядро его КБ либо сформировали собственные конструкторские коллективы.

Постройка самолета заняла восемь ме­сяцев. К празднику 1 мая 1927 года он был закончен и торжественно доставлен на Центральный аэродром. 12 мая, после проб мотора и пробежек по ВПП, авиет­ка при большом стечении народа впервые поднялась в воздух, вызвав бурное лико­вание. В ее кабине сидел опытный летчик, ветеран Первой мировой и Гражданской войн Юлиан Пионтковский. После призем­ления он дал самолету оценку «отлично».

С тех пор 12 мая 1927 года считается днем рождения прославленного конструкторско­го бюро А.С. Яковлева.
АИР 1

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск