В 1925 году 19-летний рабочий-авиалюбитель Александр Яковлев своими руками построил планер, который неплохо летал, и завоевал приз на всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. Успех вдохновил начинающего конструктора, и он решил начать постройку уже не планера, а полноценного самолета с мотором, причем по своему собственному проекту.
Сразу по возвращении из Коктебеля Яковлев с помощью Владимира Пышнова, который тоже был очень молод, но уже считался знатоком аэродинамики, начал конструировать легкий двухместный аэроплан (в тогдашней терминологии - авиетку), пригодный для спортивных полетов, перевозки пассажира, а также для действий в качестве военной связной машины. Поскольку в те годы авиамоторов подходящей мощности в СССР еще не выпускали, в качестве силовой установки он решил использовать импортный английский двигатель Cirrus. Несколько экземпляров таких моторов закупил Авиахим (Добровольное общество содействия авиации и химии; предшественник нынешнего ДОСААФ) для развития в стране самодеятельного авиастроения. Яковлеву удалось получить под свой проект один из них.
Разработка самолета оказалась нелегким делом для человека, не обладавшего необходимой теоретической базой и вынужденного буквально с азов постигать авиационную премудрость, - пришлось читать учебники и периодически консультироваться у специалистов. Поэтому на математические расчеты и изготовление чертежей ушел почти год. За это время Яковлев самостоятельно изучил теорию авиастроения, аэродинамику, сопромат, моторное дело, а также новинки отечественной и зарубежной легкомоторной авиации.
В сентябре 1926 года техническая комиссия Авиахима одобрила проект и выделила Яковлеву средства на приобретение оборудования, инструментов и материалов для постройки аэроплана. Но этих средств оказалось недостаточно, поэтому часть денег Яковлев вносил из своей зарплаты, а еще часть была собрана его товарищами из Краснопресненского отделения Авиахима. Некоторые материалы безвозмездно предоставила Военно-воздушная академия (ВВА). Там же в мастерских академии производились наиболее сложные механические работы, а выполняли их техники учебно-летного отряда ВВА во главе с А.А. Демешкевичем.
Сборку аэроплана проводили в центральном зале клуба академии, где до революции размещался ресторан «Эльдорадо». Яковлеву приходилось сочетать должность главного конструктора с обязанностями слесаря-сборщика, казначея, бухгалтера, администратора, а порой даже уборщика. Работали вечерами и по выходным, ни о какой оплате труда речи не было. Постепенно Яковлев сплотил вокруг себя стойкую группу единомышленников, которые в дальнейшем составили ядро его КБ либо сформировали собственные конструкторские коллективы.
Постройка самолета заняла восемь месяцев. К празднику 1 мая 1927 года он был закончен и торжественно доставлен на Центральный аэродром. 12 мая, после проб мотора и пробежек по ВПП, авиетка при большом стечении народа впервые поднялась в воздух, вызвав бурное ликование. В ее кабине сидел опытный летчик, ветеран Первой мировой и Гражданской войн Юлиан Пионтковский. После приземления он дал самолету оценку «отлично».
С тех пор 12 мая 1927 года считается днем рождения прославленного конструкторского бюро А.С. Яковлева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий