1937 год преподнес советским летчикам, воевавшим в Испании на стороне республиканского правительства против франкистских мятежников, неприятный сюрприз. У врага появились новые немецкие истребители Мессершмитт Bf 109, превосходящие по ряду параметров истребители Поликарпова И-15 и И-16, на которых сражались республиканцы. Вначале Мессершмиттов было немного, но по мере увеличения их числа республиканским летчикам становилось все труднее вести воздушные бои, а их потери росли.
Сборка ЛаГГ-3 35-й серии на эвакуированном из Таганрога в Тбилиси авиазаводе №31. |
В феврале 1939 года на совещании у Сталина было принято решение форсировать разработку истребителя нового поколения с привлечением всех ведущих авиастроительных КБ. Одним из главных требований к этой машине было широкое применение в ее конструкции дешевых и не дефицитных отечественных материалов, прежде всего - древесины. Руководство страны предвидело, что в случае войны и связанного с ней массового производства боевых самолетов в СССР неизбежно возникнет нехватка алюминия, а значит надо минимизировать его использование.
К середине осени наибольших успехов в создании нового истребителя добились КБ Поликарпова с проектом И-200 (позже он был передан в КБ Микояна-Гуревича и воплотился в истребитель МиГ-1), КБ Яковлева с проектом И-26 (в дальнейшем - Як-1) и КБ, возглавляемое «триумвиратом» авиаконструкторов - С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым, с его дебютным проектом И-301.
Обозначение И-301 расшифровывалось просто: Лавочкину, Горбунову и Гудкову весной 1939-го передали московский завод № 301, который раньше выпускал... мебель. Возможно, этим же объясняется и уникальная конструкция И-301. Если самолеты Яковлева и Поликарпова были смешанными - деревяннометаллическими, то планер И-301 целиком состоял из дерева.
Первый экземпляр И-301 на аэродроме НИИ ВВС в Жуковском, весна 1941 года. На снимках видно, что самолет отлакирован и отполирован. |
Надо отметить, что деревянные конструкции имеют не только преимущества (простота и дешевизна), но и весьма серьезные недостатки, заставившие, в конце концов, отказаться от их применения в авиации. Главный из них - относительно низкая удельная прочность. Деталь из дюраля, равнопрочная с аналогичной деревянной деталью, весит на 40% меньше. Кроме того, дерево горит, гниет и имеет свойство трескаться вдоль волокон. Для частичной компенсации этих недостатков создатели И-301 предусмотрели изготовление наиболее ответственных деталей и узлов своего самолета из дельта-древесины, то есть дерева, пропитанного фенол-формальдегидными смолами. Такая пропитка придавала ему повышенную прочность, негорючесть и негигроскопичность за счет некоторого увеличения удельной массы.
Решение о постройке опытного образца И-301 было принято в ноябре 1939 года, а 28 марта 1940 года самолет под управлением летчика-испытателя А.И. Никашина успешно совершил свой первый полет. В том же году Лавочкин, Горбунов и Гудков за его создание были удостоены Сталинской премии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий