Истребители-бомбардировщики Су-17М/М2, разработанные на основе Су-7, в начале 1970-х годов стали основными ударными самолетами советских ВВС и довольно широко поставлялись на экспорт. Между тем учебно-тренировочного самолета для подготовки летчиков для этих самолетов не было.
Эксплуатация Су-17 ранних модификаций выявила ряд недостатков самолета, главным из которых являлся плохой обзор вниз - вперед. Летчик в ряде случаев просто не мог обнаружить цель визуально, да и возможности установленного в кабине бомбардировочного прицела из-за ограничения обзора не реализовывались в полной степени. С другой стороны, бурное развитие электроники позволяло значительно повысить боевую эффективность истребителя-бомбардировщика.
Совокупность вышеотмеченных факторов привела к решению начать одновременное проектирование сразу двух максимально унифицированных между собой модификаций - спарки и истребителя-бомбардировщика. Постановление СМ СССР о разработке в ОКБ П.О. Сухого двухместного учебно-боевого самолета Су-19У и истребителя-бомбардировщика Су-19 вышло в ноябре 1974 года. Обозначение «Су-19» существовало недолго: спарку стали называть Су-17УМ, а боевую машину - Су-17МЗ, однако факт присвоения проекту на начальном этапе совершенно нового обозначения говорит о степени радикализма модернизации.
Первая публичная демонстрация Су-17М4 состоялась на «Мосаэрошоу-92» в Москве на Ходынском поле |
Показательно, что едва ли впервые в истории отечественной авиации наибольший приоритет получила спарка Су-19У. В инициативном порядке работы по двухместному варианту в ОКБ начали еще в 1971 году, но шли они «ни шатко ни валко». Проектировался традиционный двухместный вариант с «обрезанными» боевыми возможностями.
На основании постановления СМ СССР начались работы по спарке, способной выполнять боевую работу с не меньшей, чем одноместный вариант, эффективностью. Конечное изделие, Су-17УМЗ, по боевой эффективности уступало боевому Су-17МЗ, но это был шаг, который идеологически привел к появлению первой советской полноценной боевой спарки - Су-27УБ.
Для улучшения обзора вперед носовую часть фюзеляжа отклонили вниз от продольной оси, а кресло летчика установили в кабине выше, чем на первых Су-17. Обзор вперед из задней кабины, предназначенной для инструктора, обеспечивался поднимаемым перископом.
Благодаря новой кабине с развитым гаргротом спарка выглядит эдаким «головастиком». Обводы носовой части фюзеляжа Су-17МЗ полностью повторяют форму фюзеляжа спарки, только вместо задней кабины размещено БРЭО и топливный бак. Прототип спарки (изделие С-52У, серийный номер 51-01) был собран в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на нем выполнил летчик-испытатель ОКБ В.А. Кречетов 15 августа 1975 года в Жуковском. В 1976 году в небо поднялся первый серийный Су-17УМ.
Су-17МЗ и Су-17УМЗ — экспонаты музея ВВС в Монино |
Венцом развития семейства Су-7/Су-17 стала «четверка» - Су-17М4. Главная особенность Су-17М4 - интеграция бортового оборудования в единый прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54. ОКБ Сухого принадлежит приоритет в оснащении ударных самолетов ПрНК - первый ПрНК, «Пума», появился на бомбардировщике Су-24. Все прототипы Су-17М4 собрали в Комсомольске-на-Амуре, первый полет на этом самолете 19 июня 1980 года выполнил в Жуковском летчик-испытатель ОКБ Ю.А. Егоров. В 1981 году началось серийное производство «четверок» в Комсомольске-на-Амуре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий