По окончании гражданской войны ВВС Красной Армии пребывали в плачевном состоянии. Из 1200 военных самолетов, имевшихся у Советской России в начале 1918 года, к концу 1921 -го осталось всего около 300 безнадежно устаревших и изрядно потрепанных машин. Остальные погибли в боях, разбились в авариях или были списаны из-за износа.
Хуже всего обстояли дела с истребителями. В РККА насчитывалось лишь несколько десятков старых бипланов Nieuport и SPAD французского образца, которые в самой Франции были давно сняты с вооружения, поскольку их летные данные перестали отвечать требованиям времени. Численность истребительной авиации требовалось срочно увеличить в несколько раз, насытив ее современными машинами, однако малочисленным российским авиазаводам, страдавшим от нехватки оборудования и квалифицированных кадров, такая задача была явно Не под силу.
Оставался единственный выход - прибегнуть к иностранным закупкам. В 1922 году в Голландии и Великобритании приобрели около 200 истребителей Fokker D.VII и Martinsyde F.4, а в 1924 к ним добавились 126 более новых Fokker D.XI.
Между тем руководство ВВС прекрасно понимало, насколько невыгодна и опасна зависимость от импорта в деле строительства военной авиации. Ведь за самолеты и запчасти к ним приходилось платить золотом, которого было крайне мало в разоренной многолетней «смутой» России. Кроме того, в случае новой войны или обострения международных отношений импортные поставки могли в любой момент прерваться.
Поэтому уже в 1922 году, одновременно с решением о ввозе истребителей из-за границы, было приняты и другие постановления - о развитии авиационных заводов и начале проектирования собственных боевых самолетов. Конечно, гораздо дешевле и проще было бы скопировать какой-нибудь более-менее достойный иностранный образец, однако советское военное командование уже тогда стремилось к обладанию боевой техникой, не только равной лучшим зарубежным аналогам, но и превосходящей их. Такую технику можно делать только самостоятельно.
В Марте 1923 года конструкторский отдел Главного управления авиационных заводов (Главкоавиа) приступил к созданию первого советского истребителя. Бригаду разработчиков возглавил Николай Николаевич Поликарпов, а его ближайшим помощником стал заведующий производством 1-го московского государственного авиазавода (ГАЗ № 1) Иван Михайлович Косткин.
Проектируемый самолет получил индекс ИЛ-400, хотя авиаконструктор Ильюшин не имел к нему никакого отношения (да и авиаконструктором он стал лишь спустя полтора десятилетия). Дело в том, что аббревиатура «ИЛ» в данном случае имела совсем другую расшифровку - «Истребитель с мотором «Либерти», а цифра «400» означала мощность этой силовой установки.
Американский двигатель «Либерти» (Liberty) считался в начале 1920-х годов одним из лучших в мире. СССР закупал такие моторы по импорту. Собственное авиамоторостроение у нас находилось в зачаточном состоянии, поэтому российские инженеры, трезво оценивая свои возможности, понимали, что в ближайшие годы ничего лучшего они разработать не смогут. Пришлось пойти по пути копирования - советский аналог «Либерти» был в 1924 году запущен в серийное производство на московском заводе «Икар» под обозначением М-5. Под него и создавался перспективный истребитель, а на опытные образцы ставили моторы, купленные в США.
ИЛ-400 был поистине революционной машиной. В те времена во всех странах истребители представляли собой расчалочные бипланы или монопланы-парасоли, однако Поликарпов задумал своего «первенца» как свободнонесущий низкоплан. Отсутствие второго крыла, а также межкрыльевых стоек, расчалок и подкосов обещало дать значительный выигрыш в аэродинамике, а значит, и в скорости. До ИЛ-400 был создан лишь один такой самолет - немецкий истребитель Junkers D.I, построенный небольшой серией в конце 1918 года, а всеобщее распространение монопланная схема получила только в середине 1930-х. Проектирование и постройка прототипа ИЛ-400 шли ударными темпами, буквально днем и ночью, благодаря чему уже в начале августа 1923 года сверкающий свежей краской истребитель с необычными формами выкатили из сборочного цеха авиазавода № 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий