Принятие в 1934 году на вооружение советских ВВС истребителя И-15 вызвало неоднозначную реакцию военных. С одной стороны, он обладал неплохими летными данными, в том числе великолепной маневренностью. Минимальное время виража составляло всего восемь секунд, а это значит, что в бою на горизонталях И-15 мог легко зайти в хвост любому вражескому самолету, заняв тем самым удобную позицию для стрельбы. Но с другой стороны, пилоты отмечали, что путевая устойчивость машины слишком низка. Истребитель получился излишне «вертлявым», его было трудно удерживать в полете строго по курсу, особенно на больших скоростях, а малейшие движения ручки или педалей уводили нос в сторону. Отклонение приходилось постоянно парировать, из-за чего самолет летел «змейкой». Это сильно затрудняло прицеливание и приводило к большому рассеиванию пуль при стрельбе.
И-15 — предшественник И-152. На снимке хорошо виден характерный излом верхнего крыла и короткий капот. |
Определяя причину этого негативного явления, многие «грешили» на впервые примененное Н.Н.Поликарповым, создателем И-15, верхнее крыло типа «чайка», соединенное с фюзеляжем за счет отогнутых вниз корневых частей центроплана.
В адрес машины и ее создателя зазвучали обвинения, что такое крыло якобы снижает устойчивость, да и к тому же ухудшает обзор.
Из-за этих претензий уже в конце 1935 года серийный выпуск И-15 был прекращен, а большинство из 384 построенных машин впоследствии отправили в Испанию в качестве военной помощи для борьбы с мятежниками генерала Франко. Но там И-15 неожиданно проявил себя очень хорошо, показав явное превосходство над немецкими Хейнкеля- ми и итальянскими Фиатами, на которых воевали франкисты. При умелом пилотировании и хорошей координации движений испанские летчики и советские добровольцы успешно сбивали вражеские машины, несмотря на относительно низкую стабильность И-15.
Отчеты из Испании заставили советское военное руководство пересмотреть свое отношение к истребителю. Выпуск И-15 решили возобновить, но от Поликарпова потребовали перепроектировать машину, заменив крыло «чайку» обычным прямым крылом на стойках.
Самолет испытывал знаменитый летчик В.П.Чкалов. Он отметил, что путевая устойчивость немного повысилась, обзор вперед и в стороны улучшился, но вперед- вверх - ухудшился, поскольку теперь его загораживал центроплан верхнего крыла. Также повысилась скорость и скороподъемность, горизонтальная маневренность немного упала, поскольку крыло типа «чайка» лучше способствовало этому показателю. Зато весьма существенно выросли дальность полета и огневая мощь. В целом результат модернизации сочли положительным, и осенью 1937 года И-152 запустили в серию на московском авиазаводе № 1. За полтора года серийного производства он выпустил 2408 экземпляров истребителя, а в 1939 году на смену И-152 пришла очередная, третья, модификация И-15 под обозначением И-153.
Комментариев нет:
Отправить комментарий