В 1943 году советское командование начало получать из Германии разведывательную информацию о том, что немцы ведут интенсивные работы по созданию боевых самолетов с турбореактивными двигателями (ТРД). Эти самолеты обладали значительным превосходством в скорости и скороподъемности над винтовыми машинами. Аналогичные сведения поступали и от наших союзников - США и Великобритании.
В СССР разработка ТРД началась еще в 1937 году, но в начале войны она была заморожена как слишком сложная, дорогая и не сулящая быстрой отдачи. Советские конструкторы сосредоточились на создании самолетов с более простыми ракетными двигателями, но этот путь развития боевой авиации оказался тупиковым.
Трофейный ТРД BMW 003, который послужил образцом для проектирования двигателя РД-ЭО, установленного на МиГ-9. |
В результате к 1944 году наметилось серьезное отставание советских реактивных программ от немецких и англо-американских. На завершающем этапе войны в Германии, Англии и США уже имелись серийные образцы турбореактивных истребителей, а у нас не было не только подобного самолета, но и двигателя для него.
Лишь весной 1945 года инженер Архип Михайлович Люлька представил первый рабочий образец советского ТРД С-18. Двигатель оказался довольно мощным, но крайне ненадежным. Стендовые испытания дважды заканчивались взрывом, причем во втором случае едва не погиб сам конструктор. Стало ясно, что в ближайшей перспективе рассчитывать на отечественный ТРД не придется. Оставался единственный выход - пойти по пути копирования трофейной техники. К тому времени из Германии удалось вывезти несколько экземпляров немецких ТРД Jumo 004 и BMW 003. Наши инженеры в кратчайшие сроки изучили их и сделали проектную документацию на выпуск «клонов» под обозначениями РД-10 и РД-20.
Сборка на стапеле каркаса хвостовой части фюзеляжа первого прототипа И-300. |
Дополнительные сложности разработчикам И-300 создавало то обстоятельство, что в отличие от работников яковлевской фирмы они проектировали свой самолет не на базе уже существующего поршневого истребителя, а, как говорится, «с нуля». Между тем перед обоими коллективами был поставлен один и тот же срок: машины требовалось представить на испытания не позднее марта 1946 года. Таким образом, на все расчеты, изготовление рабочих чертежей и постройку прототипов отводилось всего девять месяцев.
Транспортировка фюзеляжа И-300 в цех окончательной сборки. |
Надо заметить, что яковлевцы изо всех сил старались не отстать от конкурентов.
И они сумели поднять в воздух свой истребитель буквально в тот же день, но спустя несколько часов после И-300. Таким образом, И-300, впоследствии переименованный в МиГ-9, вошел в историю как первый советский самолет с турбореактивным двигателем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий