К середине 1930-х годов единственным штурмовиком, разведчиком и легким бомбардировщиком в ВВС РККА оставался принятый на вооружение еще в прошлом десятилетии биплан Р-5. Этот универсальный самолет был хорош для своего времени, но за прошедшие годы аэродинамика летательных аппаратов сделала большой шаг вперед. На смену расчалочным бипланам пришли обтекаемые монопланы, обладающие значительным превосходством в скорости. Р-5 на их фоне выглядел архаично, а потому закономерно встал вопрос о его замене.
Третий прототип «Иванова» (C3-3) с мотором М-87 ставший эталоном для серийного выпуска будущего Су-2. От первых серийных машин его отличает только форма воздухозаборников под капотом.
|
Программа создания боевого самолета, призванного сменить Р-5, носила кодовое наименование «Иванов». Согласно распространенной авиационной легенде, это название придумал Сталин, который живо интересовался новинками самолетостроения, особенно - военного. На одном из совещаний он якобы сказал, что новый самолет должен стать таким же массовым и распространенным, как фамилия Иванов в России. Возможно эта легенда имеет реальную основу, поскольку все опытные самолеты «Иванов» носили еще один индекс СЗ, то есть «сталинское задание». Программа получила наивысший приоритет, а к разработке «Иванова» приступили на конкурсной основе сразу несколько творческих коллективов.
Один из них возглавил талантливый авиаконструктор Павел Осипович Сухой. Ранее он работал начальником отдела в КБ Туполева и много лет был как бы в тени, хотя именно ему принадлежала главная роль в создании истребителей АНТ-5 (И-4), АНТ-31 (И-14) и рекордного самолета АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил свой легендарный перелет в Америку через Северный полюс.
Индексы этих машин состояли из букв АНТ, то есть Андрей Николаевич Туполев, а о решающем вкладе Сухого в их разработку знал лишь узкий круг специалистов. Но в 1937 году ситуация резко изменилась: Туполева внезапно арестовали как «врага народа», а его бывшие подчиненные, которым посчастливилось избежать репрессий, начали самостоятельную конструкторскую деятельность.
Сухой впервые получил возможность открыто заявить о себе, и он не упустил этой возможности. Спроектированный им самолет «Иванов» СЗ-1 с мотором М-62 поднялся в воздух в августе 1937 года. В декабре за ним последовал второй прототип СЗ-2, который успешно прошел государственные испытания и стал победителем конкурса, показав явное преимущество над «Ивановыми» КБ Немана и Поликарпова, а также над американским самолетом Vultee, закупленным для ознакомления и сравнения с нашими новейшими разработками.
В 1938 году взлетел очередной прототип СЗ-З с мотором М-87, заслуживший прекрасные отзывы. Летчик-испы- татель Б.Н. Покровский написал в своем отчете: «Самолет представляет образец продуманной культурной машины с большими скоростями, хорошей скороподъемностью, хорошим обзором, чуткостью к управлению. Полеты на данном самолете оставляют приятное впечатление».
В конце марта 1939 года Комитет Обороны решил принять СЗ-З на вооружение под военным обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик - первый) и запустить его в серийное производство на харьковском заводе № 135.
В 1940 году к выпуску подключили авиазавод № 207 в Долгопрудном, а в декабре того же года самолету в честь его создателя присвоили индекс Су-2.
Один из них возглавил талантливый авиаконструктор Павел Осипович Сухой. Ранее он работал начальником отдела в КБ Туполева и много лет был как бы в тени, хотя именно ему принадлежала главная роль в создании истребителей АНТ-5 (И-4), АНТ-31 (И-14) и рекордного самолета АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил свой легендарный перелет в Америку через Северный полюс.
Конструктор П.О. Сухой в своем рабочем кабинете. |
Сухой впервые получил возможность открыто заявить о себе, и он не упустил этой возможности. Спроектированный им самолет «Иванов» СЗ-1 с мотором М-62 поднялся в воздух в августе 1937 года. В декабре за ним последовал второй прототип СЗ-2, который успешно прошел государственные испытания и стал победителем конкурса, показав явное преимущество над «Ивановыми» КБ Немана и Поликарпова, а также над американским самолетом Vultee, закупленным для ознакомления и сравнения с нашими новейшими разработками.
В 1938 году взлетел очередной прототип СЗ-З с мотором М-87, заслуживший прекрасные отзывы. Летчик-испы- татель Б.Н. Покровский написал в своем отчете: «Самолет представляет образец продуманной культурной машины с большими скоростями, хорошей скороподъемностью, хорошим обзором, чуткостью к управлению. Полеты на данном самолете оставляют приятное впечатление».
Фюзеляж и центроплан Су-2 перед статическими испытаниями на прочность в лаборатории МАИ. |
В 1940 году к выпуску подключили авиазавод № 207 в Долгопрудном, а в декабре того же года самолету в честь его создателя присвоили индекс Су-2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий