Эволюция развития отечественных бронированных самолетов-штурмовиков, начавшаяся с Ил-2, была прервана в конце 1950-х годов, когда расформированию подверглись все штурмовые авиаполки.
Уроки войны США в Индокитае и ряд других вооруженных конфликтов стимулировали изменение взглядов на развитие тактической ударной авиации. Характерно, что командование ВВС необходимости в малоскоростном бронированном штурмовике не видело, зато ярым сторонником такой машины являлся командующий Сухопутными войсками генерал армии И.П. Павловский.
Разработка штурмовика началась в КБ Сухого группой инженеров во главе с О.С. Самойловичем фактически «в подполье», даже без ведома П.О. Сухого. В КБ самолет получил внутреннее обозначение Т8. Официальное задание на легкий штурмовик Министерство авиапромышленности СССР выдало в марте 1969 года.
Взлет штурмовика Су-25 строевого авиаполка ВВС РФ. |
Характеристики машины очень долго не удавалось согласовать, так как штурмовик сильно выпадал из «общей колеи» развития авиации, особенно в части максимальной скорости. Конструкторы и заказчики пришли к компромиссу только в конце 1971 года, тогда же началось полномасштабное проектирование самолета. Работы велись под руководством М.П. Симонова, главным конструктором стал сначала О.С. Самойлович, затем Ю.И. Ивашечкин. В 1972 году состоялось заседание макетной комиссии по штурмовику, одна ко постройку прототипа в план завода «Кулон» (ОКБ П.О. Сухого) не включили. Постройка прототипов Т8-1 и Т8-2 велась втайне от собственного министра.
Изготовление летного прототипа Т8-1 и прототипа для статических испытаний Т8-0 включили в план работ фирмы лишь в мае 1974 года — после визита в КБ министра П.В. Дементьева.
Первый полет на Т8-1 выполнил старший летчик-испытатель фирмы B.C. Ильюшин 22 января 1975 года. Государственные испытания штурмовика начались в ГНИКИ ВВС в Ахтубинске в июне 1978 года.
Су-25УБ 899-го Гвардейского Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова III степени штурмового авиаполка им. Ш.Э. Дзержинского. |
Заказ на штурмовики получил завод № 31 в Тбилиси. Государственные испытания были завершены в 1981 году, по их результатам штурмовик под обозначением Су-25 был рекомендован к серийному производству. К этому времени Су-25 уже успел повоевать в Афганистане. Официально Су-25 принят на вооружение в 1987 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий