Следующим эпизодом боевого применения И-15бис стала гражданская война в Испании. В декабре 1938 года 30 «бисов» прибыли на пароходе во Францию, там они были собраны и в январе перелетели на испанскую территорию. После быстрого переучивания испанские летчики начали совершать на них боевые вылеты. Однако в Испании «бисы» провоевали недолго - уже в начале февраля их аэродром вблизи французской границы окружили франкисты. Под угрозой захвата пилоты были вынуждены перегнать свои машины обратно во Францию, где их интернировали до конца войны. Самолеты, которые из-за поломок и боевых повреждений не смогли подняться в воздух, пришлось сжечь.
В марте республиканское правительство в Мадриде пало, мятежники одержали победу. По их требованию французы передали им всю авиатехнику, ранее принадлежавшую республиканцам и по разным причинам оказавшуюся на французской территории, в том числе 20 И-15бис. Под обозначением 2W эти истребители прослужили в ВВС франкистского режима до середины 1940-х годов.
Один из многих строевых И-152, сфотографированный спереди. Удивительно, что, несмотря на толстый бочкообразный фюзеляж, этот самолет выглядел не уродливо, а наоборот, весьма изящно. |
Первые воздушные бои над Халхин-Голом сложились для нас крайне неудачно. Японцы применили новейший истребитель-моноплан Накадзима Ки-27, ставший неприятным сюрпризом для советских пилотов. Он превосходил И-15бис в скорости, высотности и скороподъемности, а значит, в боях с ним у поликарповских бипланов почти не было шансов. 27 и 28 мая японцы сбили 11 «бисов», а в воздушном сражении, состоявшемся 22 июня, уничтожили еще 13. При этом их собственные потери были гораздо меньше.
Советскому командованию стало ясно, что И-15бис не может сражаться на равных с современными скоростными истребителями, а потому в июле 1939-го его переквалифицировали в легкий штурмовик и стали применять против наземных целей. В этом качестве он вполне успешно воевал до завершения халхингольского конфликта, а затем участвовал в скоротечной польской кампании.
Еще один снимок И-152 на лыжах на заснеженном аэродроме. Трехзначный бортовой номер — большая редкость для советских ВВС тех времен. Обычно номера состояли из одной или двух цифр. |
В конце 1 940 года командование ВВС приняло решение переквалифицировать все истребительные полки на И-15бис в штурмовые. Это расценивалось как временная мера до начала массового производства бронированного штурмовика Ил-2, после чего «бисы» планировалось вывести из состава боевых частей и передать летным школам. Весной 1941 года их пилоты стали тренироваться в стрельбе по наземным мишеням и бомбометании с пикирования, но к началу Великой Отечественной войны полностью овладеть этими навыками успели немногие.
В самый тяжелый период войны, летом и осенью 1941 -го, И-15бис совершили тысячи боевых вылетов, внеся немалый вклад в сдерживание немецкого наступления на всем протяжении фронта — от Крыма до Кольского полуострова. За отчаянную удаль фронтовики в шутку прозвали их пилотов «бисенятами». Однако из-за потерь количество «бисов» неуклонно снижалось. Если к началу войны в строевых частях ВВС и авиации флота насчитывалось более 400 таких самолетов, то к маю 1942 года их осталось всего 72, еще несколько десятков числилось в ремонте.
И все же И-15бис продолжали воевать. Лишь осенью 1 943-го последние из них отправились в тыл, поскольку необходимости в применении «эрзац-штурмовиков» уже не было. Их функции полностью взяли на себя более эффективные и лучше защищенные Ил-2. Но и тогда военная служба «бисов» не кончилась. Некоторые из них продолжали использовать в качестве учебных машин, а самолеты 54-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота вплоть до конца войны осуществляли патрулирование вдоль берегов Северного Ледовитого океана, отслеживая возможное появление там немецких боевых кораблей и подводных лодок.
Но самыми большими «долгожителями» стали И-15бис из 128-й авиационной дивизии, размещенной на Камчатке. В августе 1945 года они приняли участие в войне с Японией, атаковав японские транспортные суда в Охотском море, а затем прикрывая с воздуха наши корабли во время Курильской десантной операции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий