в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация И-152 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

21.03.2013

Эксплуатация И-152

Летчик одной из штурмовых эскадрилий И 152
Летчик одной из штурмовых эскадрилий И-152 возле своей машины. Снимок сделан в Монголии летом 1939 года во время конфликта на реке Халхин-Гол. На самолете можно различить двухцветный кок винта и «халхингольский камуфляж», покрывающий не только фюзеляж, но и стойки шасси.
Боевое крещение И-15 бис состоялось в небе Китая. В феврале 1938 года китайские летчики и советские до­бровольцы на этих машинах, прислан­ных из СССР в рамках военной помощи китайскому правительству, впервые всту­пили в схватку с японскими агрессорами. При отражении налетов японских бомбар­дировщиков на китайские города и воен­ные объекты пилоты «бисов» одержали немало воздушных побед. Всего в 1938- 1939 годах в Китай было отправлено по разным данным от 350 до 400 таких истребителей.
И 152
И-152 в стандартной серебристо-зеленой окраске советских ВВС на лыжном шасси. Снимок сделан на одном из ледовых аэродромов, оборудованных на замерзших озерах Карелии во время советско- финской войны 1939-1940 годов.

Следующим эпизодом боевого при­менения И-15бис стала гражданская война в Испании. В декабре 1938 года 30 «бисов» прибыли на парохо­де во Францию, там они были собра­ны и в январе перелетели на испанскую территорию. После быстрого переучи­вания испанские летчики начали со­вершать на них боевые вылеты. Однако в Испании «бисы» провоевали недол­го - уже в начале февраля их аэродром вблизи французской границы окружили франкисты. Под угрозой захвата пилоты были вынуждены перегнать свои маши­ны обратно во Францию, где их интер­нировали до конца войны. Самолеты, которые из-за поломок и боевых по­вреждений не смогли подняться в воз­дух, пришлось сжечь.

В марте республиканское прави­тельство в Мадриде пало, мятежни­ки одержали победу. По их требо­ванию французы передали им всю авиатехнику, ранее принадлежавшую республиканцам и по разным причи­нам оказавшуюся на французской тер­ритории, в том числе 20 И-15бис. Под обозначением 2W эти истребители про­служили в ВВС франкистского режима до середины 1940-х годов.
Один из многих строевых И 152
Один из многих строевых И-152, сфотографированный спереди. Удиви­тельно, что, несмотря на толстый бочкообразный фюзеляж, этот самолет выглядел не уродливо, а наоборот, весьма изящно.
В мае 1939 года в бой впервые вступили И-15бис с красными звез­дами. Произошло это в одном из са­мых безлюдных и глухих уголков Цен­тральной Азии у реки Халхин-Гол, где вспыхнула необъявленная, но крово­пролитная война между монголо-советскими войсками и Квантунской ар­мией Японии.

Первые воздушные бои над Халхин-Голом сложились для нас крайне неудачно. Японцы применили новей­ший истребитель-моноплан Накадзима Ки-27, ставший неприятным сюрпри­зом для советских пилотов. Он превос­ходил И-15бис в скорости, высотности и скороподъемности, а значит, в боях с ним у поликарповских бипланов поч­ти не было шансов. 27 и 28 мая японцы сбили 11 «бисов», а в воздушном сра­жении, состоявшемся 22 июня, уничто­жили еще 13. При этом их собственные потери были гораздо меньше.

Советскому командованию стало ясно, что И-15бис не может сражать­ся на равных с современными скорост­ными истребителями, а потому в июле 1939-го его переквалифицировали в легкий штурмовик и стали применять против наземных целей. В этом качестве он вполне успешно воевал до заверше­ния халхингольского конфликта, а за­тем участвовал в скоротечной польской кампании.
И 152 на лыжах
Еще один снимок И-152 на лыжах на заснеженном аэродроме. Трехзначный бортовой номер — большая редкость для советских ВВС тех времен. Обычно номера состояли из одной или двух цифр.
Затем началась «зимняя вой­на» с Финляндией, в ходе которой И-152 боролись не столько с мало­численной финской авиацией, сколь­ко с исключительно суровыми природ­ными условиями. На советско-финский фронт отправили свыше 300 «бисов», но обычно их использовали только для разведки и штурмовки, поскольку мак­симальная скорость этих устаревших бипланов была слишком мала даже для сопровождения бомбардировщиков. Воздушных боев они провели мало, а основные потери понесли в авариях и от зенитного огня.

В конце 1 940 года командование ВВС приняло решение переквалифи­цировать все истребительные полки на И-15бис в штурмовые. Это расце­нивалось как временная мера до на­чала массового производства брони­рованного штурмовика Ил-2, после чего «бисы» планировалось вывести из состава боевых частей и передать летным школам. Весной 1941 года их пилоты стали тренироваться в стрель­бе по наземным мишеням и бомбо­метании с пикирования, но к началу Великой Отечественной войны полно­стью овладеть этими навыками успели немногие.
И 152, поставленный советским правительством в Китай
И-152, поставленный советским правительством в Китай в 1938 году в рамках военной помощи для борьбы с японскими агрессорами. На нем нанесены тогдашние китайские опознавательные знаки — белое «солнце» в синем круге на нижнем крыле и раскрашенный сине­белыми полосами руль направления. На киле — мелкий белый номер.
Первый день войны для большин­ства советских штурмовых полков, раз­мещенных у западной границы,начал­ся трагично. Еще до получения приказа на боевой вылет они подверглись мае сированным бомбардировкам немец­кой авиации и понесли тяжелые поте­ри. На аэродроме 66-го ШАП сгорели 33 И-15бис, а 74-й ШАП потерял 47 самолетов — почти 50% своего соста­ва. Но вскоре, оправившись от шока, советские летчики на уцелевших ма­шинах стали наносить ответные удары по воинские колонны, артиллерииские по­зиции, скопления вражеской пехоты и техники.

В самый тяжелый период войны, ле­том и осенью 1941 -го, И-15бис совер­шили тысячи боевых вылетов, внеся немалый вклад в сдерживание немец­кого наступления на всем протяжении фронта — от Крыма до Кольского по­луострова. За отчаянную удаль фрон­товики в шутку прозвали их пилотов «бисенятами». Однако из-за потерь ко­личество «бисов» неуклонно снижа­лось. Если к началу войны в строевых частях ВВС и авиации флота насчи­тывалось более 400 таких самолетов, то к маю 1942 года их осталось всего 72, еще несколько десятков числилось в ремонте.
«За Сталина!»
«За Сталина!» — пожалуй, самый распространенный пропагандистский лозунг из тех, что писали советские летчики на бортах фюзеляжей своих боевых машин во времена советско-финской и Великой Отечественной войн.

И все же И-15бис продолжали вое­вать. Лишь осенью 1 943-го последние из них отправились в тыл, посколь­ку необходимости в применении «эр­зац-штурмовиков» уже не было. Их функции полностью взяли на себя бо­лее эффективные и лучше защищен­ные Ил-2. Но и тогда военная служ­ба «бисов» не кончилась. Некоторые из них продолжали использовать в ка­честве учебных машин, а самолеты 54-го смешанного авиаполка ВВС Се­верного флота вплоть до конца войны осуществляли патрулирование вдоль берегов Северного Ледовитого океана, отслеживая возможное появление там немецких боевых кораблей и подво­дных лодок.

Но самыми большими «долгожите­лями» стали И-15бис из 128-й авиаци­онной дивизии, размещенной на Кам­чатке. В августе 1945 года они приняли участие в войне с Японией, атаковав японские транспортные суда в Охот­ском море, а затем прикрывая с воздуха наши корабли во время Курильской де­сантной операции.
Один из последних И 152
Один из последних И-152, остававшихся на вооружении ВВС РККА в 1944 году.
На нем нанесен очень оригинальный нестандартный камуфляж. За кабиной видна радиоантенна, что тоже весьма необычно для этого истребителя. Возможно, данный самолет использовался в качестве разведчика или корректировщика артогня.
К сожалению, ни один подлинный И-15бис не сохранился до наших дней, однако в 2002-2003 годах энтузиа­сты российской авиации из Новоси­бирска в точности воссоздали по оригинальным чертежам два экземпляра прославленного истребителя и один двухместный ДИТ. Сейчас эти «ожив­шие легенды» снимаются в фильмах, участвуют в авиационных праздниках и воздушных парадах..
Буденовка. старт И 152
Буденовка — символ не только гражданской войны. Этот своеобразный головной убор сохранился в Красной армии вплоть до начала Великой Отечественной. На снимке запечатлен момент старта И-152 в боевой вылет во время советско-финского конфликта 1939-1940 годов. Под нижним крылом видны бомбовые подвески.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск