Летом 1937 года Главное Управление авиационной промышленности СССР разослало по всем авиазаводам приказ: «Всю поверхность фюзеляжей монокок, а также нижние поверхности крыльев окрашивать в серебристо-алюминиевый цвет. Верхнюю поверхность крыльев и фюзеляжей, имеющих гранную форму, окрашивать в защитный цвет». Под фюзеляжами «гранной формы» подразумевались фюзеляжи с полотняной обшивкой, на которой лонжероны и стрингеры образовывали продольные грани. К самолетам с такими фюзеляжами относились И-15 и И-15бис. Во исполнение приказа И-15бис с начала серийного производства красили серебристой краской снизу и зеленой («защитной») - сверху и с бортов.
В соответствии с постановлением Комитета Обороны от 23 мая 1940 года все военные самолеты, выходящие с авиазаводов, начали красить сверху втемно-зеленый цвет, а снизу - в голубой. Но к тому времени серийное производство «бисов» уже прекратилось. Некоторое время эти машины продолжали летать в прежней раскраске, однако по мере прохождения текущих ремонтов их постепенно перекрашивали, и к началу Великой Отечественной войны серебристо-зеленых самолетов в строевых частях ВВС, скорее всего, уже не осталось.
В июне - июле 1941 года непосредственно на аэродромах на истребители начали наносить черные, темно-зеленые или коричневые пятна и разводы дополнительного камуфляжа. Тогда же закрасили звезды на верхних поверхностях крыльев, поскольку они оказывали сильный демаскирующий эффект.
Самолеты, отправленные в Испанию и Китай, были окрашены по советскому стандарту, только опознавательные знаки и бортовые номера на них рисовали уже на месте.
Отдельного упоминания заслуживает оригинальный камуфляж, который носили «бисы», участвовавшие в войне с Японией на Халхин-Голе. Он состоял из узких хаотичных мазков светло-коричневого (охра) или песочного цвета, нанесенных пульверизатором поверх зеленого фона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий