|
Моторист в рабочем комбинезоне проверяет клапаны двигателя М-17 на И-3 |
В августе 1929 года первые 12
И-3 поступили на вооружение 15-й авиабригады, дислоцированной в Брянске.
Это был знаменательный момент - впервые за всю историю российско-советской авиации она получила истребитель отечественной конструкции, ни в чем не уступавший лучшим зарубежным аналогам. Эпоха импортных и лицензионных машин навсегда уходила в прошлое.
Строевые пилоты с энтузиазмом принялись осваивать новую технику. В этом им помогали прибывшие из Москвы испытатели Громов и Бухгольц.
|
«Линейка» истребителей И-3 из эскадрильи имени Дзержинского. Все самолеты этой эскадрильи несли на фюзеляжах белые зигзагообразные стрелы-молнии, которые являлись эмблемой подразделения. |
Впрочем, серьезной помощи не потребовалось. И-3 оказался весьма «дружелюбным» и простым в пилотировании. Вот что писал в своих мемуарах летчик Дмитрий Кудымов, которому доверили первым в бригаде подняться в небо на И-3:
«В первом же полете я понял, какая это была славная машина. Очень чуткая и мягкая в управлении, она легко и плавно выполняла все сложные фигуры высшего пилотажа: боевые развороты и штопор, бочку, петлю, иммельман...». А летчик Федор Черемухин (впоследствии - генерал-майор ВВС) спустя более 40 лет вспоминал, что из многих типов истребителей, которые ему довелось пилотировать, И-3 произвел на него наиболее благоприятное впечатление своей послушностью и полным отсутствием «капризов».
На 1930 год пришелся пик серийного производства И-3 -1-й и 25-й заводы сдали военной приемке в общем счете 250 экземпляров машины. В том же году на И-3 перевооружились многие авиачасти Московского, Украинского и Белорусского военных округов.
К началу 1932 года количество И-3 в строевых частях достигло максимального значения - 297 штук, более половины от общей численности советской истребительной авиации на тот момент.
|
Пилот в полном летном обмундировании проворачивает винт И-3. За спиной у него висит парашютная сумка. И-3 являлся первым в Советском Союзе истребителем (и вообще, первым одноместным самолетом), на который установили сиденье с выемкой для парашюта. С момента вступления в строй этих машин парашют стал обязательным элементом экипировки советских летчиков. |
В течение двух лет И-3 являлся самым распространенным истребителем ВВС РККА. Эскадрильи этих машин составляли основу воздушной обороны европейской части Советского Союза. В январе 1933 года небо Москвы защищали 34 И-3, на Украине базировалось 37 таких самолетов, а в Белоруссии, считавшейся наиболее опасным участком, - 117. Еще несколько десятков И-3 несли боевое дежурство в Ленинградском военном округе.
Но «звездный час» И-3 длился не долго. Уже в 1931 году его выпуск свернули в связи с налаживанием производства более перспективных истребителей И-5, а также из-за дефицита двигателей М-17, которые в больших количествах требовались для бомбардировщиков ТБ-3, разведчиков
Р-5 и Р-6.
Поначалу
И-5 выпускали немного, но в 1933-м счет пошел на сотни. А к концу этого года их количество в ВВС превысило численность И-3.
В следующем году началось массовое списание И-3, обусловленное, прежде
всего, тем, что их деревянные фюзеляжи не выдерживали продолжительной эксплуатации. Даже при хранении в палатках и холодных ангарах, а не просто под открытым небом (что в те времена было не редкостью) срок службы таких конструкций в условиях российского климата не превышал трех-четырех лет. От сырости и атмосферных осадков они коробились, трескались, а порой начинали гнить.
|
Группа летчиков в кожаных регланах и с парашютами возле И-3. На руле направления этого самолета видна диагональная белая полоса, а сам руль заметно темнее общего зеленого фона (черный или темно-синий). Вероятно, такая раскраска руля обозначала принадлежность самолета к эскадрилье либо была эмблемой командирской машины |
В конце 1934 года Управление ВВС издало приказ о снятии И-3 с вооружения. После этого часть самолетов, находившихся в более-менее приличной сохранности, передали летным школам, где их еще какое-то время использовали в качестве учебных пособий, а остальные машины просто и без сожаления отправили на слом. О сбережении для потомков выдающихся образцов отечественного авиастроения тогда никто не думал, поэтому ни один И-3 не дожил до наших дней. И-3 не участвовал ни в одном военном конфликте, он не стал «долгожителем», не стяжал боевой славы, не совершал дальних перелетов и не ставил международных рекордов. За границами СССР о нем вообще мало кто знал. Но этот элегантный и незаслуженно забытый аэроплан все же занимает достойное место в истории как первый российский истребитель, вышедший на мировой уровень и способный сражаться на равных с истребителями ведущих авиационных держав.
|
Аэродромный сигнальщик дает истребителю И-3 отмашку на старт. |
|
Взлет звена И-3 из неизвестной эскадрильи Московского военного округа. До Второй мировой войны основным боевым порядком советских истребителей являлось звено из трех самолетов — ведущего и двоих ведомых.Потом вместо «троек» стали летать «парами», поскольку двум самолетам легче сохранить взаимосвязь друг с другом в бою. |
|
Истребителям бипланной схемы с расчалками приходилось время от времени проходить нивелировку с помощью теодолита, поскольку от полетных нагрузок натяжение расчалок ослабевало, а это могло привести к несимметричности углов установки крыльев и оперения. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий