В полку отрабатывалась тактика боевого применения новой машины и методики ее наземного обслуживания. Одновременно он служил учебным центром для подготовки экипажей, которые потом распределялись по другим полкам. Там постоянно присутствовали представители Харьковского завода, устраняя выявленные в ходе полетов неполадки, неизбежные для любой новой машины.
Вслед за 135-м на Су-2 полностью или частично перевооружились 43-й, 97-й, 210-й, 211-й, 226-й и 227-й БАП. К началу войны в западных приграничных военных округах насчитывалось 195 самолетов Су-2, однако только 132 из них считались боеготовыми, а остальные были либо неисправны, либо не освоены летным составом. Еще 124 бомбардировщика находились в Харьковском военном округе и 85 - на заводских аэродромах.
Первый боевой вылет на Су-2 в Великой Отечественной войне совершили восемь экипажей 211-го БАП Одесского военного округа. Уже 22 июня они сбросили бомбы на скопление румынских войск у переправы через реку Прут. Несмотря на стрельбу зениток, вылет завершился без потерь.
Авиаторы 210-го БАП Юго-Западного фронта на фоне Су-2, осень 1941 года |
Герой Советского Союза летчик Л.А. Говорухин из 209-го БАП в кабине Су-2 |
Другие полки, воевавшие на Су-2, тоже несли тяжелые потери - так, 43-й БАП за первые две недели боев лишился почти всех своих самолетов. Погибли или пропали без вести 33 пилота и штурмана, в том числе опытные летчики - ветераны войны с Финляндией.
29 июня 12 Су-2 из 227-го полка при возвращении с бомбометания подверглись атаке восьмерки Мессершмиттов. Немцам удалось сбить шесть бомбардировщиков, включая самолет командира эскадрильи майора Колокольникова.
Воздушные бои показали, что Су-2 довоенной постройки не в состоянии эффективно обороняться от истребителей, а собственных истребителей для сопровождения бомбардировщиков остро не хватало, большинство из них сгорело на аэродромах в первые дни войны. Поэтому экипажам Су-2, как правило, приходилось летать без прикрытия. Не менее серьезную угрозу представляли малокалиберные автоматические зенитки, которые вели смертоносный огонь по летящим на малой высоте самолетам.
Но, несмотря на высокую уязвимость своих машин и смертельный риск, экипажи Су-2 продолжали наносить удары по врагу. 22 июля две эскадрильи Су-2 из 211 -го БАП ценой гибели восьми экипажей уничтожили румынскую переправу через Днестр и взорвали автоколонну с боеприпасами. Летчики 210-го БАП разбомбили немецкие артиллерийские позиции, обеспечив выход из окружения 17-го стрелкового корпуса.
К концу июля из 117 Су-2, имевшихся к началу войны на Юго-Западном фронте, осталось 39, но интенсивная работа Харьковского завода пока еще позволяла восполнять потери.
В августе на фронт начали поступать Су-2 с усиленным вооружением и бронезащитой. Это сказалось на результатах воздушных боев. 11 августа стрелки Су-2 впервые сумели отразить атаки Мессерш- миттов, сбив два вражеских истребителя, а 26 августа летчик Безносов сбил еще один «мессер» огнем из крыльевых пулеметов. 29 августа экипажи 227-го БАП частично отомстили за потери в предыдущих боях, разбомбив аэродром Белая Церковь и уничтожив на земле 10 немецких самолетов.
Штурман 209-го БАП П.М. Лукьяненко за турелью МВ-5 |
К концу сентября количество Су-2 на советско-германском фронте составляло 11 б машин, но после эвакуации авиазаводов и сворачивания производства их численность начала быстро сокращаться. Возмещать боевую убыль стало нечем. Последнюю партию Су-2 авиаторы получили в марте 1942 года, из них сформировали 826-й авиаполк, воевавший на Дону.
Тем временем большинство авиаполков, ранее воевавших на «Сухих», перевооружили на штурмовики Ильюшина. А для нескольких десятков уцелевших в них Су-2 нашлось новое применение.
Немцы осматривают Су-2, подбитый в ходе боевого вылета и совершивший вынужденную посадку на вражеской территории летом 1941 года |
Усовершенствованный Су-2М военного выпуска с четырьмя пулеметами в крыле, турелью МВ-5 и пусковыми установками реактивных снарядов РС-82 под крылом. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий