в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Су-2 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

10.03.2013

Эксплуатация Су-2

Полковой комиссар 210-го БАП З.А. Лещинер поздравляет с первым боевым вылетом экипаж Су-2 в составе пилота ГШ Сивкова (впоследствии дважды Героя Советского Союза) и штурмана П.А. Землякова. Аэродром Буденновка, декабрь 1941 года. Самолет оснащен турелью ТСС-1 и окрашен в черно-зеленый камуфляж со звездами в черной окантовке.
Бомбардировщики Сухого начали по­ступать в войска осенью 1940 года. Первые 16 машин получил 135-й бом­бардировочный авиаполк (БАП), создан­ный специально под Су-2. Свой номер он получил в честь 135-го авиазавода.

В полку отрабатывалась тактика боево­го применения новой машины и методи­ки ее наземного обслуживания. Одно­временно он служил учебным центром для подготовки экипажей, которые потом распределялись по другим полкам. Там постоянно присутствовали представители Харьковского завода, устраняя выявлен­ные в ходе полетов неполадки, неизбеж­ные для любой новой машины.

Вслед за 135-м на Су-2 полностью или частично перевооружились 43-й, 97-й, 210-й, 211-й, 226-й и 227-й БАП. К на­чалу войны в западных приграничных во­енных округах насчитывалось 195 са­молетов Су-2, однако только 132 из них считались боеготовыми, а остальные были либо неисправны, либо не освоены лет­ным составом. Еще 124 бомбардиров­щика находились в Харьковском военном округе и 85 - на заводских аэродромах.

Первый боевой вылет на Су-2 в Вели­кой Отечественной войне совершили во­семь экипажей 211-го БАП Одесского во­енного округа. Уже 22 июня они сбросили бомбы на скопление румынских войск у переправы через реку Прут. Несмотря на стрельбу зениток, вылет завершился без потерь.
Авиаторы 210-го БАП Юго-Западного фронта на фоне Су-2, осень 1941 года
Гораздо труднее пришлось бомбар­дировщикам Западного и Юго-Западно- го фронтов, против которых действовали более многочисленные немецкие зенит­ки и истребители Люфтваффе. 26 июня 25 экипажей 97-го БАП с малых высот на­несли удар по колонне танков у города Слоним. Над целью их встретили плотный зенитный огонь и атаки Мессершмиттов.
Герой Советского Союза летчик Л.А. Говорухин
из 209-го БАП в кабине Су-2
В результате 10 Су-2 были сбиты, еще два вернулись с большими повреждениями.

Другие полки, воевавшие на Су-2, тоже несли тяжелые потери - так, 43-й БАП за первые две недели боев лишился почти всех своих самолетов. Погибли или пропали без вести 33 пилота и штурмана, в том числе опытные летчики - ветераны войны с Финляндией.

29 июня 12 Су-2 из 227-го полка при возвращении с бомбометания подвер­глись атаке восьмерки Мессершмиттов. Немцам удалось сбить шесть бомбарди­ровщиков, включая самолет командира эскадрильи майора Колокольникова.

Воздушные бои показали, что Су-2 до­военной постройки не в состоянии эф­фективно обороняться от истребителей, а собственных истребителей для сопрово­ждения бомбардировщиков остро не хва­тало, большинство из них сгорело на аэ­родромах в первые дни войны. Поэтому экипажам Су-2, как правило, приходи­лось летать без прикрытия. Не менее се­рьезную угрозу представляли малокали­берные автоматические зенитки, которые вели смертоносный огонь по летящим на малой высоте самолетам.
Инструктаж перед боевым вылетом экипажа Су-2 из 44-й отдельной корректировочно-разведывательной эскадрильи (окраэ) Калининского фронта, ноябрь 1942 года. В центре — будущий Герой Советского Союза лейтенант И.И. Мейлус. 44-я окраэ была одним из последних подразделений советских ВВС, летавших на Су-2. Весной 1943 года ееперевооружили штурмовиками Ильюшина
Особенно трудно приходилось штур­манам. Летчики спереди были частично защищены двигателем, а сзади - броне­спинкой, штурманы же не имели никакой защиты. Неудивительно, что они гибли значительно чаще, чем пилоты. Нередко бывали случаи, когда летчики возвраща­лись с заданий, привозя на аэродром уби­тых напарников в изрешеченных кабинах.

Но, несмотря на высокую уязвимость своих машин и смертельный риск, эки­пажи Су-2 продолжали наносить удары по врагу. 22 июля две эскадрильи Су-2 из 211 -го БАП ценой гибели восьми эки­пажей уничтожили румынскую перепра­ву через Днестр и взорвали автоколонну с боеприпасами. Летчики 210-го БАП раз­бомбили немецкие артиллерийские пози­ции, обеспечив выход из окружения 17-го стрелкового корпуса.

К концу июля из 117 Су-2, имевшихся к началу войны на Юго-Западном фронте, осталось 39, но интенсивная работа Харь­ковского завода пока еще позволяла вос­полнять потери.

В августе на фронт начали поступать Су-2 с усиленным вооружением и бронезащитой. Это сказалось на результатах воздушных боев. 11 августа стрелки Су-2 впервые сумели отразить атаки Мессерш- миттов, сбив два вражеских истребите­ля, а 26 августа летчик Безносов сбил еще один «мессер» огнем из крыльевых пуле­метов. 29 августа экипажи 227-го БАП ча­стично отомстили за потери в предыдущих боях, разбомбив аэродром Белая Цер­ковь и уничтожив на земле 10 немецких самолетов.
Штурман 209-го БАП П.М. Лукьяненко за турелью МВ-5
И все же боевая эффективность Су-2 в целом оказалась невысокой. Как штур­мовик он проигрывал Ил-2, обладавше­му мощным бронированием и пушечным вооружением. А в качестве бомбардиров­щиков предпочтительнее выглядели двух­моторные Пе-2 и Ту-2, способные летать дальше и поднимать больше бомб.

К концу сентября количество Су-2 на советско-германском фронте составля­ло 11 б машин, но после эвакуации авиа­заводов и сворачивания производства их численность начала быстро сокращать­ся. Возмещать боевую убыль стало нечем. Последнюю партию Су-2 авиаторы по­лучили в марте 1942 года, из них сфор­мировали 826-й авиаполк, воевавший на Дону.

Тем временем большинство авиапол­ков, ранее воевавших на «Сухих», пе­ревооружили на штурмовики Ильюши­на. А для нескольких десятков уцелевших в них Су-2 нашлось новое применение.
Немцы осматривают Су-2, подбитый в ходе боевого вылета и совершивший вынужденную посадку на вражеской территории летом 1941 года
Эти самолеты весьма удачно проявили себя в качестве корректировщиков артог­ня, и из них начали формировать коррек­тировочные звенья, а затем - эскадрильи. Просторная кабина Су-2 с отличным об­зором и наличие на борту мощной ради­останции способствовали успешной ра­боте воздушных наводчиков. В качестве артиллерийских разведчиков и коррек­тировщиков Су-2 прослужили до конца 1943 года, когда последние из них списа­ли из-за износа. Су-2 был создан по устаревшей кон­цепции фронтового ударного самолета, в которой не уделялось должного внима­ния бронированию и защитному вооруже­нию боевых машин. Поэтому подлинным «Ивановым» — самым распространенным и массовым самолетом на советско-гер­манском фронте - суждено было стать не ему, а прославленному «летающему танку» Ил-2.
Усовершенствованный Су-2М военного выпуска с четырьмя пулеметами в крыле, турелью МВ-5 и пусковыми установками реактивных снарядов РС-82 под крылом.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск