Один из первых серийных Су-2 с мотором М-87 выпущенных на 135-м авиазаводе еще под индексом ББ-1 в начале 1940 года. В консолях крыла установлены два пулемета ШКАС. |
«Иванов» СЗ-1 и СЗ-2
Первые два прототипа Су-2 имели цельнометаллическую конструкцию. Из клепаного дюраля состояли не только крылья и стабилизатор, но также фюзеляж и киль. В качестве силовой установки использовался девятицилиндровый однорядный звездообразный мотор М-62 с двухлопастным пропеллером. Капот сзади не имел подвижной «юбки», а между ним и фюзеляжем оставался широкий зазор для прохода охлаждающего воздуха.
Стрелковое вооружение составляли четыре курсовых пулемета LUKAC в центроплане, один такой же пулемет в верхней турели и еще один в нижней люковой установке. Оба пулемета обслуживал штурман, что было не очень удачным решением, поскольку он не мог одновременно вести огонь из обеих стрелковых точек.
Су-2 М-87
На первых 30 серийных экземплярах Су-2 стояли двухрядные 14-цилиндровые моторы М-87, гораздо более мощные, чем М-62.
Кроме того, с целью экономии дюраля, дефицит которого начал ощущаться еще до войны, Сухого обязали спроектировать для самолета деревянный фюзеляж. Это вызвало некоторое утяжеление конструкции, но оно компенсировалось существенным повышением энерговооруженности.
Еще одним серьезным изменением стало ослабление стрелкового вооружения. В 1940 году руководство ВВС выбрало в качестве перспективного штурмовика бронированный БШ-2 (будущий Ил-2), а за Су-2 оставили роль ближнего бомбардировщика. Поскольку считалось, что для такого самолета главное не пулеметы, а бомбы, с него убрали два крыльевых LUKACa, а заодно и люковую установку.
Су-2 М-88
В 1940 году на базе М-87 был создан мотор М-88, обладавший улучшенной высотностью за счет установки двухскоростного центробежного нагнетателя. Вскоре такие моторы начали устанавливать на дальние бомбардировщики ДБ-3Ф (Ил-4) и на Су-2.
В марте 1941 года башенную турель МВ-5, имевшую почти круговой обстрел, заменили облегченной и упрощенной турелью ТСС-1 со значительно более узкими секторами обстрела. Сверху она закрывалась прозрачным козырьком, который перед открытием огня требовалось сдвинуть вперед. Новая пулеметная установка обеспечила выигрыш в аэродинамике и некоторый прирост скорости, но защищенность самолета еще более снизилась.
Примерно в это же время с целью дальнейшего облагораживания обводов Су-2 маслорадиатор, ранее свисавший под капотом, перенесли в центроплан, а форму всасывающего патрубка двигателя сделали более плавной. Самолет с такими нововведениями иногда называли Су-2М (модифицированный).
С началом войны в конструкцию машины пришлось вносить экстренные изменения.
Во-первых, нехватка Ил-2 нередко вынуждала применять Су-2 в качестве штурмовика. Четыре пулемета при обстрелах наземных целей лучше, чем два, а потому уже в июле 1941 года самолет начали выпускать с четырьмя ШКАСами в крыльях. Также вернули на место турель МВ-5 и снова начали монтировать люковые установки, поскольку немецкие истребители зачастую атаковали снизу.
Во-вторых, воздушные бои показали, что бронезащита экипажа, особенно штурмана, абсолютно недостаточна.
К августу проблему удалось частично решить путем внутренней установки броневых накладок на днище и бортах фюзеляжа в районе задней кабины. Су-2 М-88 выпускался до октября 1941 года, всего построено 811 самолетов этой модификации.
Су-2 М-82
Усиление вооружения и установка брони вызвали заметный рост массы машины, а он в свою очередь привел к ухудшению летных данных. Для исправления ситуации Су-2 оснастили двигателем М-82 - самым мощным на тот момент советским серийным мотором воздушного охлаждения. С этим мотором, развивавшим до 1330 л.с., характеристики бомбардировщика не только вошли в норму, но и значительно повысились.
Первые два экземпляра Су-2 М-82 построили и облетали в Харькове в сентябре 1941 -го, но развертыванию серийного производства помешала срочная эвакуация авиазавода № 135 в связи с приближением к городу немецко-фашист- ских войск. В октябре завод эвакуировали в Пермь, а вскоре туда же прибыли эшелоны с вывезенным из Долгопрудного имуществом завода № 207. Оба предприятия слили в единый комплекс, оставив за ним номер 135, но с возобновлением производства возникли большие сложности. При эвакуации под бомбежками значительная часть оборудования была утрачена, рабочих тоже вывезли далеко не всех.
Су-2 с двигателем М-82 во время испытаний в НИИ ВВС на лыжном шасси осенью 1941 года. Воздухозаборники нагнетателей у самолетов с этими моторами стояли на капотах, а не под капотами. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий