И-5 образца 1930 года
Опытные и ранние серийные экземпляры И-5 отличались весьма своеобразными капотами, которые плотно облегали картер двигателя, а каждый цилиндр имел отдельный обтекатель с прорезью спереди для прохода охлаждающего воздуха. Такие капоты были весьма трудоемки в изготовлении. Вооружение составляли два синхронных пулемета ПВ-1, установленные по бортам фюзеляжа перед кабиной, с боекомплектом по 600 патронов на каждый. ПВ-1 являлся переделкой известного пулемета «Максим» для авиационного применения. Водяное охлаждение ствола у него заменили воздушным, ввели рассыпную металлическую ленту вместо матерчатой, а также увеличили темп стрельбы с 600 до 750 выстрелов в минуту.
У опытных экземпляров под кабиной был небольшой бомбоотсек на две 10-килограммовые осколочные бомбы, но на серийных машинах от него отказались.
Завод № 39, помимо трех опытных, выпустил всего 10 серийных И-5, после чего производство перевели на авиазавод № 1. С 1931 года самолеты начали комплектовать моторами М-22. В 1932 году к выпуску И-5 подключили новый мощный авиазавод № 21 в Нижнем Новгороде, который в дальнейшем стал основным производителем этой машины. В том же году на И-5 начали устанавливать упрощенный капот в виде узкого кольца (так называемого кольца Тауненда), которое окружало головки цилиндров. При этом отказались от большого конического кока на втулке винта.
И-5бис (эталон 1933 года)
В 1933 году самолет подвергся значительной модернизации. Прежде всего было значительно усилено вооружение - в дополнение к двум пулеметам ПВ-1 установили еще два, а боезапас увеличили с 600 до 1000 патронов на ствол. Таким образом И-5 стал одним из наиболее
грозных одномоторных боевых самолетов в мире, поскольку вооружение большинства иностранных истребителей в те годы ограничивалось двумя пулеметами.
Испытывались также варианты с двумя и четырьмя новейшими скорострельными пулеметами ШКАС, но в серию они не пошли, поскольку производство этих пулеметов еще только налаживалось.
А когда их начали выпускать в достаточном количестве, на смену И-5 уже пришли более современные машины И-15 и И-16.
Кроме того, самолет оснастили металлическим винтом диаметром 2,7 м с изменяемым углом установки лопастей, правда, шаг этого винта можно было регулировать только на земле при неработающем моторе.
Колеса шасси заключили в большие каплевидные обтекатели, снижавшие аэродинамическое сопротивление, а хвостовой костыль сделали управляемым. Теперь он поворачивался синхронно с рулем направления, что значительно улучшило маневренность при движении по аэродрому.
Под нижним крылом появились четыре съемных бомбодержателя Д-1 для небольших фугасных или осколочных бомб.
Не менее серьезные усовершенствования были скрыты под обшивкой, в частности, предусмотрели установку аэрофотоаппарата АФА-14 и радиостанции 1 5-СК, перекомпоновали приборную доску, сделав расположение приборов более удобным для летчика, усилили конструкцию крыла и фюзеляжа.
Летом 1933 года И-5бис успешно прошел государственные испытания и был запущен в серию на 21 -м заводе, однако не все нововведения внедрили одновременно и повсеместно. Так, металлические винты начали ставить только в следующем году, а дополнительные пулеметы и бомбодержатели монтировали далеко не на все экземпляры. Радиостанции же на серийные самолеты вообще не ставили, очевидно, из-за их низкой надежности.
Постройка И-5 продолжалась до середины 1934 года. Всего было построено 813 экземпляров машины, в том числе 340 И-5бис. Ранее ни один советский истребитель не выпускался в таких количествах.
И-5 «Звено»
В начале 1930-х годов авиаконструктор B.C. Вахмистров разработал способ увеличения дальности полета истребителей, позволявший им сопровождать дальние бомбардировщики в глубокий вражеский тыл. Ему пришла в голову оригинальная идея «самолета-авианосца». Тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, выпускавшихся в самостоятельный полет при появлении вражеских перехватчиков и вступавших в бой, защищая своего носителя.
экспериментальный «самолет-звено» на базе бомбардировщика ТБ-3 с установленными на нем тремя И-5. На фюзеляже виден истребитель образца 1930 года, а на крыльях — более поздние машины с кольцевыми капотами |
набирал высоту, после чего пилоты истребителей запускали моторы, отцеплялись от носителя и самостоятельно совершали посадку.
Затем в «самолет-звено» переоборудовали новый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3, который мог нести три и даже пять истребителей (один на фюзеляже, два на крыле и два под крылом), но поскольку к тому времени уже выпускался более современный истребитель И-16, в составе «звена» после ряда экспериментов решили использовать его.
И-5 в момент воздушного старта с крыла бомбардировщика. Мотор уже запущен, а хвостовая опора — отстыкована. |
И-5УТИ (УТИ-1);
В 1934 году инженерами А. Боровковым и И. Флоровым был разработан двухместный учебно-тренировочный истребитель на базе И-5 с дублированным управлением. В начале августа самолет прошел испытания и был рекомендован к серийному производству на 21-м заводе. Но в связи с прекращением выпуска И-5, до конца года собрали всего 20 экземпляров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий