1 мая 1931 года И-5 впервые показали на воздушном параде в Москве. Группа летчиков во главе с командующим ВВС Яковом Алкснисом продемонстрировала высший пилотаж прямо над Красной площадью. В июле на Центральном аэродроме состоялся смотр новой авиатехники. На него прибыли Сталин, Орджоникидзе и другие руководители страны, которым показали ряд самолетов, в том числе И-5. Истребитель Сталину понравился, и вскоре это отразилось на судьбах его создателей — их освободили и даже наградили премиями. Однако надо заметить, что формально обвинение во вредительстве с Поликарпова не было снято. Его полностью реабилитировали только в 1956 году, через 12 лет после смерти конструктора.
На этом И-5 серебристого цвета с красным вымпелом на борту и надписью «за ВКП(б)» в начале 1930-х годов летал командующий ВВС Московского военного округа ветеран гражданской войны И.У. Павлов. |
К концу 1933 года И-5 стал самым массовым истребителем ВВС РККА, составляя около 40% парка советской истребительной авиации.
К концу 1934 года он почти полностью вытеснил из строевых частей более ранние машины И-3 и И-4. Но эпоха расцвета И-5 оказалась недолгой. Уже в следующем году ему на смену пришли истребители нового поколения - И-15 и И-16, значительно превосходившие И-5 по всем параметрам.
Списанные, но вполне исправные истребители отправляли в летные школы, где их задействовали как переходный тип при переучивании с тихоходных «кукурузников» У-2 на современные скоростные машины. К середине 1940 года в ВВС сохранилось 332 И-5, из которых примерно две трети применялись для обучения летчиков, а остальные - в качестве учебных пособий для подготовки механиков и мотористов.
В октябре того же года Комитет обороны распорядился передать 276 еще способных подниматься в воздух И-5 «Осоавиахиму» - предшественнику ДОСААФ для поддержания летных навыков пилотов-резервистов в аэроклубах.
К началу Великой Отечественной войны истребители И-5 тихо доживали свой век на тыловых аэродромах.
Они безнадежно отставали не только от немецких истребителей, но даже от бомбардировщиков и транспортников. И, тем не менее, этим «старичкам» пришлось вступить в бой.
Огромные потери первых дней войны и резкое падение авиационного производства из-за эвакуации промышленности заставили советское командование «выгребать» из авиашкол, аэроклубов и сельхозавиации любую, в том числе самую старую технику, вооружать ее и отправлять на фронт.
И-5, уже не пригодные на роль истребителей, еще могли поработать как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики. В этом отношении характерна история 2-го штурмового полка ВВС 51-й армии в Крыму. Его сформировали в сентябре 1941 года, укомплектовав списанными И-5, которые хранились в ангарах Качинской авиашколы. Полк возглавил майор ПИ. Семенов. Летчики и механики полка сами восстановили изношенные и зачастую поломанные машины. К 10 октября полк насчитывал 32 самолета. На них полк воевал до января 1942 года, когда его отправили в тыл для перевооружения на Ил-2.
Там же, в Крыму, воевал на И-5 11 -й штурмовой полк ВВС Черноморского флота. На 22 июня 1941 года в составе авиации флота насчитывалось всего пять машин этого типа, но к сентябрю, собрав технику из разных мест, удалось отыскать еще 20. В октябре полк под командованием майора И.М. Рассуд- кова начал совершать боевые вылеты. Его самолеты действовали у Перекопа, а затем атаковали немцев при отступлении советских войск к Севастополю. Например, 23 октября немецкие войска у Казак-Сарая бомбили и обстреливали 11 И-5 и восемь И -15б.
В начале ноября 11 -й полк перебазировался на аэродром Байдары близ Севастополя. Из 44 истребителей, которыми располагали на тот момент ВВС Черноморского флота, почти половину составляли И-5. Немцы рвались к Севастополю, и все имевшиеся у нас самолеты были брошены на штурмовку вражеских войск. Утром 5 ноября 20 И-5 атаковали немецкую автоколонну у Бельбека. В этот момент на них сверху ринулась восьмерка Мессерш- миттов. Один из бипланов вспыхнул, но остальные приняли бой, а вскоре капитан В. Фомин каким-то чудом сумел поймать в прицел и сбить вражеский истребитель! Встретив такой отпор, гитлеровцы ретировались.
Однако этот успех не повлиял на общую картину событий. Слишком велика была разница в боевых возможностях И-5 и Bf 109, а потому бои между ними почти всегда заканчивались не в нашу пользу. Эффективность И-5 как штурмовика тоже оставляла желать лучшего, ведь он не имел ни пушек, ни брони, а его бомбовая нагрузка не превышала 60 кг.
Тем не менее И-5 участвовали в битве под Москвой. Отдельные машины этого типа имелись в 604-м и 605-м авиаполках, которые базировались в Быкове, Пушкине и Клину.
В августе 1942-го один из полков ВВС Черноморского флота использовал И-5 как «приманку» для вражеских прожекторов при ночных налетах. Пока старый истребитель громко гудел мотором, заставляя прожектористов его искать, юркие УТ-1 расстреливали прожекторы реактивными снарядами.
К концу 1942 года наращивание выпуска Ил-2 позволило полностью перевооружить штурмовые полки на новую технику. Последние уцелевшие И-5 были списаны, на этот раз уже окончательно.
И-5 занимает достойное место в истории российской авиации как первый массовый истребитель отечественной конструкции. Жаль, что до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этой замечательной машины.
в защитно-зеленый цвет окрашено только полотно, а металлические панели обшивки, стойки, капот и диски колес остались в натуральном цвете дюраля |
изначально темно-зеленый, но на нем хорошо видно, насколько слабо держалась тогдашняя эмаль на металлических поверхностях. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий