в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация И-5 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

14.03.2013

Эксплуатация И-5

Серийный истребитель И-5
Серийный истребитель И-5 с очень оригинальной раскраской вертикального оперения в белый цвет с нарисованным вверху флажком советских ВВС, под которым на руле направления изображены три маленькие красные звездочки.
С ноября 1930 по январь 1931 года первые пять серийных И-5 прохо­дили войсковые испытания в 73-м авиаотряде 5-й авиабригады в Киеве. Но­вый истребитель получил у строевых лет­чиков высокую оценку, хотя были и заме­чания. Некоторые из них сейчас выглядят весьма курьезно, например: «Баллон сжа­того воздуха мешает управлять самолетом в валенках».

1 мая 1931 года И-5 впервые пока­зали на воздушном параде в Москве. Группа летчиков во главе с команду­ющим ВВС Яковом Алкснисом проде­монстрировала высший пилотаж прямо над Красной площадью. В июле на Цен­тральном аэродроме состоялся смотр новой авиатехники. На него прибыли Сталин, Орджоникидзе и другие руко­водители страны, которым показали ряд самолетов, в том числе И-5. Истребитель Сталину понравился, и вскоре это отраз­илось на судьбах его создателей — их ос­вободили и даже наградили премиями. Однако надо заметить, что формально обвинение во вредительстве с Поликар­пова не было снято. Его полностью реа­билитировали только в 1956 году, через 12 лет после смерти конструктора.
И-5 серебристого цвета
На этом И-5 серебристого цвета с красным вымпелом на борту и надписью «за ВКП(б)» в начале 1930-х годов летал командующий ВВС Московского военного округа ветеран гражданской войны И.У. Павлов.

К концу 1933 года И-5 стал са­мым массовым истребителем ВВС РККА, составляя около 40% парка со­ветской истребительной авиации.

К концу 1934 года он почти полно­стью вытеснил из строевых частей бо­лее ранние машины И-3 и И-4. Но эпо­ха расцвета И-5 оказалась недолгой. Уже в следующем году ему на смену пришли истребители нового поколе­ния - И-15 и И-16, значительно пре­восходившие И-5 по всем параметрам.
 И-5 участвовал в программе испытаний реактивных снарядов РС-82
С 1935 года И-5 участвовал в программе испытаний реактивных снарядов РС-82 и пусковых установок для них. На снимке — самолет с ракетами под нижним крылом установлен в горизонтальном положении на наземном испытательном стенде. В боевых условиях на И-5 эти ракеты не применялись, их использовали на более новых машинах
По мере их поступления боевая цен­ность И-5 быстро снижалась. Тем не ме­нее до конца 1936 года он оставался основной «рабочей лошадкой» нашей истребительной авиации. В 1937 году морально устаревший истребитель на­чали снимать с вооружения строевых частей, а еще через год в большинстве боевых эскадрилий остались только единичные экземпляры И-5, использо­вавшиеся для тренировок.

Списанные, но вполне исправные ис­требители отправляли в летные школы, где их задействовали как переходный тип при переучивании с тихоходных «кукурузников» У-2 на современные скоростные машины. К середине 1940 года в ВВС сохранилось 332 И-5, из которых примерно две трети приме­нялись для обучения летчиков, а осталь­ные - в качестве учебных пособий для подготовки механиков и мотористов.

В октябре того же года Комитет обо­роны распорядился передать 276 еще способных подниматься в воздух И-5 «Осоавиахиму» - предшественни­ку ДОСААФ для поддержания лет­ных навыков пилотов-резервистов в аэроклубах.
 На заднем плане изрядно потрепанный истребитель И-5 бис
В начале ноября 11 -й полк переба­зировался на аэродром Байдары близ Севастополя. Из 44 истребителей, ко­торыми располагали на тот момент Летчики 11-го штурмового полка ВВС Черноморского флота на летном поле прифронтового аэродрома Байдары под Севастополем обсуждают прошедший боевой вылет. Судя по их веселому настроению, он завершился успешно. На заднем плане изрядно потрепанный истребитель И-5бис без обтекателей шасси и с частично облупившейся краской. Эти давно устаревшие машины составляли основу матчасти 11-го полка в первую военную зиму.

К началу Великой Отечественной войны истребители И-5 тихо дожива­ли свой век на тыловых аэродромах.

Они безнадежно отставали не толь­ко от немецких истребителей, но даже от бомбардировщиков и транспортни­ков. И, тем не менее, этим «старичкам» пришлось вступить в бой.

Огромные потери первых дней вой­ны и резкое падение авиационно­го производства из-за эвакуации про­мышленности заставили советское командование «выгребать» из авиа­школ, аэроклубов и сельхозавиа­ции любую, в том числе самую старую технику, вооружать ее и отправлять на фронт.

И-5, уже не пригодные на роль ис­требителей, еще могли поработать как штурмовики и легкие ночные бомбар­дировщики. В этом отношении харак­терна история 2-го штурмового полка ВВС 51-й армии в Крыму. Его сформи­ровали в сентябре 1941 года, уком­плектовав списанными И-5, которые хранились в ангарах Качинской авиа­школы. Полк возглавил майор ПИ. Се­менов. Летчики и механики полка сами восстановили изношенные и зачастую поломанные машины. К 10 октября полк насчитывал 32 самолета. На них полк воевал до января 1942 года, когда его отправили в тыл для перевооруже­ния на Ил-2.

Там же, в Крыму, воевал на И-5 11 -й штурмовой полк ВВС Черноморского флота. На 22 июня 1941 года в соста­ве авиации флота насчитывалось всего пять машин этого типа, но к сентябрю, собрав технику из разных мест, удалось отыскать еще 20. В октябре полк под командованием майора И.М. Рассуд- кова начал совершать боевые вылеты. Его самолеты действовали у Перекопа, а затем атаковали немцев при отсту­плении советских войск к Севастополю. Например, 23 октября немецкие вой­ска у Казак-Сарая бомбили и обстрели­вали 11 И-5 и восемь И -15б.
Курсант летного училища возле истребителя И-5
Курсант летного училища возле истребителя И-5 «промежуточного» типа с новым капотом Тауненда, но еще со старым деревянным винтом. На винте укреплен маленький белый кок, который закрывает только втулку. Капот — черный, а носовая часть фюзеляжа не окрашена.Предположительно, снимок сделан в конце 1930-х годов, когда истребители И-5 исключили из состава боевых частей и начали использовать при обучении курсантов. В начале Великой Отечественной войны многие из этих машин вновь ввели в строй и отправили на фронт.
При полном господстве немцев в воз­духе пилотов импровизированных штур­мовиков нередко спасало их мастерство и отличная маневренность И-5, но в та­ких условиях потери все равно были неизбежны. 23 октября из боевого выле­та не вернулись сразу пять самолетов.

В начале ноября 11 -й полк переба­зировался на аэродром Байдары близ Севастополя. Из 44 истребителей, ко­торыми располагали на тот момент ВВС Черноморского флота, почти по­ловину составляли И-5. Немцы рва­лись к Севастополю, и все имевшиеся у нас самолеты были брошены на штур­мовку вражеских войск. Утром 5 ноя­бря 20 И-5 атаковали немецкую автоко­лонну у Бельбека. В этот момент на них сверху ринулась восьмерка Мессерш- миттов. Один из бипланов вспыхнул, но остальные приняли бой, а вскоре ка­питан В. Фомин каким-то чудом сумел поймать в прицел и сбить вражеский истребитель! Встретив такой отпор, гит­леровцы ретировались.

Однако этот успех не повлиял на об­щую картину событий. Слишком велика была разница в боевых возможностях И-5 и Bf 109, а потому бои между ними почти всегда заканчивались не в нашу пользу. Эффективность И-5 как штурмо­вика тоже оставляла желать лучшего, ведь он не имел ни пушек, ни брони, а его бомбовая нагрузка не превышала 60 кг.

Тем не менее И-5 участвовали в бит­ве под Москвой. Отдельные машины этого типа имелись в 604-м и 605-м авиаполках, которые базировались в Быкове, Пушкине и Клину.

В августе 1942-го один из полков ВВС Черноморского флота использо­вал И-5 как «приманку» для вражеских прожекторов при ночных налетах. Пока старый истребитель громко гудел мото­ром, заставляя прожектористов его ис­кать, юркие УТ-1 расстреливали про­жекторы реактивными снарядами.

К концу 1942 года наращивание вы­пуска Ил-2 позволило полностью пе­ревооружить штурмовые полки на но­вую технику. Последние уцелевшие И-5 были списаны, на этот раз уже окончательно.

И-5 занимает достойное место в истории российской авиации как пер­вый массовый истребитель отечествен­ной конструкции. Жаль, что до наших дней не сохранилось ни одного экзем­пляра этой замечательной машины.
в защитно-зеленый цвет окрашено только полотно и-5
в защитно-зеленый цвет окрашено только полотно, а металлические панели обшивки, стойки, капот и диски колес остались в натуральном цвете дюраля
и-5 фото
изначально темно-зеленый, но на нем хорошо видно, насколько слабо держалась тогдашняя эмаль на металлических поверхностях.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск