На опытном перехватчике Т-3 была установлена двухантенная РЛС «Алмаз-3». |
Т-3 («изделие 81»)
Построен один прототип перехватчика с треугольным крылом. Перехватчик Т-3 спроектирован под установку двухантенной РЛС «Алмаз». Обзорную антенну планировалось установить в конусообразном в плане обтекателе над осесимметричным нерегулируемым воздухозаборником двигателя, прицельную - в полусферическом обтекателе на вертикальной перегородке воздухозаборника. Построен один прототип, самолет был заложен как прототип фронтового истребителя Т-1, но достроен как перехватчик Т-3. В ходе летных испытаний самолет был оснащен РЛС «Алмаз-3», но проверка работы РЛС не выполнялась. Первый полет выполнил 26 мая 1956 года летчик-испытатель В.Н. Махалин. Испытания завершились осенью 1957 года. В июне 1956 года самолет демонстрировался на воздушном параде в Тушино.
Т-3 в полете на авиационном парадев Тушино, июнь 1956 года |
ПТ-7
На доработанном втором прототипе перехватчика Т-3 установлена РЛС «Алмаз-7», обтекатель прицельной антенны новой конической формы перенесен на нижний срез воздухозаборника. Первый полет на ПТ-7 в июне 1957 года выполнил летчик-испытатель Э.В. Елян. С ПТ-7 выполнялись практические пуски УР «воздух - воздух».
ПТ-8 («изделие 27»)
Три предсерийных ПТ-7, построенных на заводе № 153 в Новосибирске, получили обозначение ПТ-8 (заводское наименование - «изделие 27»), Все самолеты были переданы ОКБ-51 и использовались для летных испытаний. На самолетах Т-3, ПТ-7 и ПТ-8 стояли ТРДФ АЛ-7Ф. Построена малая серия ПТ-8 (более известны как Т-3 и Су-9) в конфигурации, близкой к Су-9, - с РЛС ЦТ-30.
Т-43
Т-43, спроектированный на основе Т-3 как экспериментальный самолет, фактически стал прототипом Су-9. На самолете установлен двигатель АЛ-7Ф1 - более мощный, чем ТРДД АЛ-7Ф. Воздухозаборник сделан регулируемым, по типу используемого на Су-7; крыло выполнено с аэродинамическим «зубом» на передней кромке (только на Т43-1). Установка вооружения не предусмотрена. Первый полет выполнил 10 октября 1957 года летчик-испытатель B.C. Ильюшин. С целью ускорения госиспытаний принято решение о постройке в дополнение к прототипу пяти самолетов, включая два доработанных ПТ-8. Эти пять самолетов получили новую РЛС ЦД-30Т, антенна которой размещена в подвижном конусе воздухозаборника. НаТ43-1 впервые установлены противопомпажные створки перепуска воздуха, внедренные затем не только на Су-9, но и на Су-7 и МиГ-21. Дополнительно два серийных ПТ-8 доработаны в Т43-11 иТ43-12. Госиспытания завершены в апреле 1960 года.
Су-9
Серийный Т-43. Су-9 (включая ПТ-8/Т-3) выпускался на авиазаводе № 153 в Новосибирске и на авиазаводе № 30 в Москве (с 1959 года, «изделие 10») в 1958-1962 годах, построено более 1000 перехватчиков. В процессе серийного производства совершенствовались конструкция, БРЭО и вооружение истребителя. Три Су-9 были показаны на воздушном параде в Тушино летом 1961 года. На Су-9 летчиками-испытателями B.C. Ильюшиным, Б.М. Андриановым, А.А. Козновым установлены абсолютные мировые рекорды высоты и скорости полета. Для регистрации рекордов в ФАИ самолеты получили обозначения Т-431 (Т43-1, B.C. Ильюшин, А.А. Кознов) и Т-405 (доработанный серийный Су-9, Б.М. Андрианов).
На снимке перехватчика Су-9 из музея в Монино хорошо видно «поджатие» фюзеляжа в районе крыла: перехватчик спроектирован с учетом «правила площадей». |
Су-9 У
Перехватчик Су-9 , вид 3/4 сзади и 3/4 спереди, Ходынское поле, Москва. Конус воздухозаборника окрашен в синий цвет, что необычно |
Т-47
Т-47 представлял собой доработанный серийный ПТ-8 (ПТ8-2) с РЛС «Алмаз», обе антенны которой были установлены в подвижном конусе воздухозаборника. Первый полет в новой конфигурации (ПТ8-4) выполнили 6 января 1958 года.
С ПТ8-4 (второй Т-47) выполнялись пуски УР К-7. Программу закрыли в 1958 году, после чего первый Т-47 использовался 8 ЛИИ как летающая лаборатория для отработки ТРДФ АЛ-7Ф-1.
Т-5
Т-5 использовался для отработки силовой установки из двух ТРДФ Р11Ф-300. ВТ-5 переоборудован Т-3. Первый полет Т-5 выполнил 18 июля 1958 года. Опыт, полученный при проектировании и испытаниях Т-5, использован для разработки перехватчика Т-58 (Су-15).
Т-39, Т-49
ВТ-39, предназначенный для исследования тяги двигателя путем впрыска воды в форсажную камеру, доработан третий предсерийный Т-3. На летные испытания Т-39 не передавался, к октябрю 1959 года самолет доработали вТ-49, предназначенный для исследования боковых секторных воздухозаборников. Первый полетТ-49 выполнил в январе 1960 года, опыт использован при разработке перехватчика Т-58.
ПТ-95
Летающая лаборатория для отработки ТРДФ АЛ-7Ф. В ПТ-95 в 1958 году был доработан второй предсерийный Т-3. Несколько серийных Су-9 и Су-9У доработали в летающие лаборатории для испытаний двигателей, систем автоматического управления, средств аварийного покидания, переднего вертикального оперения, крыльев перспективных самолетов дальнего ракетоносца «100» (Т-4) и истребителя Т-10 (Су-27).
Летающая лаборатория Л02-10, самолет использовался для исследования перспективных систем управления. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий