Перехватчик Су-9 строевого авиаполка ПВО, 1970-е годы. К началу 1980-х годов Су-9 как авиационный комплекс перехвата воздушных целей устарел, на смену Су-9 пришли более совершенные перехватчики Су-15 и МиГ-23П |
Командование войск ПВО установило для летчиков, переучивавшихся на Су-9, высокую планку: квалификация не ниже 2-го класса. Поступление перехватчиков в строевые полки носило массовый характер. Только за 1959 год 150 самолетов поступило в авиаполки ПВО, дислоцированные на западных (Озерное, Стрый, Барановичи), северных (Килп-Ярв) и южных (Красноводск, Карши) рубежах Советского Союза. Именно с этих направлений границы СССР в 1950-е годы периодически нарушали самолеты-разведчики США - U-2 и RB-57. К середине 1 960-х годов Су-9 состояли на вооружении 30 авиационных полков ПВО, на вооружение ВВС Су-9 никогда не поступали, а также никуда не экспортировались. До появления МиГ-25П перехватчик Су-9 оставался самым скоростным и высотным советским истребителем ПВО. Процесс замены Су-9 более совершенными перехватчиками (Су-11, Су-1 5, МиГ-23, МиГ-25) начался в 1960-е годы и растянулся больше чем на десятилетие. Окончательно Су-9 исчезли из строевых авиаполков ПВО только в 1981 году.
Широкой общественности, чаще всего, становились известны скандальные эпизоды боевой работы авиации ПВО, вроде уничтожения самолета-нарушителя. Рутина, вроде «охоты» за разведывательными аэростатами, требующая от летчиков высочайшей квалификации, оставалась «за кадром». Пользуясь ветрами, дующими на большой высоте над территорией СССР с востока на запад, союзники по НАТО постоянно запускали в стратосферу аэростаты с широким комплектом разведывательной аппаратуры. Шары медленно плыли над Союзом на огромной высоте. Обнаружить их особого труда не составляло, зато сбить... «Охота» за такими аэростатами была частью работы Су-9. Карьера Су-9 пришлась на самый пик холодной войны,но,как ни странно, в воздушных боях с самолетами-нарушителями первый массовый перехватчик Сухого не отметился. В то же время перехваты и сопровождения иностранных самолетов в нейтральном воздушном пространстве осуществлялись на регулярной основе.
Первый полет на перехват над территорией СССР разведчика U-2 был выполнен с аэродрома Карши. На перехват подняли пару Су-9, но летчики, летавшие на новом перехватчике всего месяц, обнаружить цель не смогли. Инцидент расследовали на самом высоком уровне, и к предполагаемому очередному «визиту» разведчика подготовились надлежащим образом. На аэродроме ГНИКИ ВВС Владимировка (Ахтубинск) на боевое дежурство заступили ... летчики-испытатели. Две недели до прибытия в Ахтубинск строевой эскадрильи Су-9 боевое дежурство несли B. C. Ильюшин, ГТ. Береговой, Н.И. Коровушкин и Л.Н. Фадеев.
Встреча с U-2 едва не произошла в другом месте. 1 мая 1960 года на перехват U-2, который пилотировал Фрэнсис Г. Пауэрс, из аэропорта Свердловск был поднят Су-9 (точнее Т-3) капитана И. Ментюкова. Ментюков перегонял новый перехватчик из Новосибирска в Барановичи, Свердловск являлся промежуточным аэродромом. Су-9 мог перехватить и сбить U-2 только теоретически. В конкретном случае сбить разведчика возможно было лишь тараном — ракетное оружие в перегоночном полете не предусматривалось. Тем не менее по команде Ментюков взлетел на перехват нарушителя. Из-за ошибки наведения с земли Су-9 прошел выше U-2. U-2 сбили ракетой комплекса С-75. Нелишне напомнить, что еще одна ракета уничтожила поднятый на перехват МиГ-19. Есть информация, что ракетой ЗРК С-75 был обстрелян и Су-9 капитана Ментюкова, к счастью перехватчик остался невредим.
Перехватчики Су-9 на аэродроме, 1970-е годы, справа — самолеты МиГ-17ПФ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий