Снимок Ту-160 «Иван Ярыгин» сделан в 2011 году. На киль уже нанесена гражданская регистрация, но надписи «ВВС России» еще нет, опознавательные знаки не перекрашены |
Прототипы Ту-160 («изделие 70»)
Построено три прототипа: два для летных испытаний («70-01» и «70-03») и один для статических («70-02»), Все прототипы собраны на ММЗ «Опыт». Первый прототип выполнил первый полет 18 декабря 1981 года. Носовая оконечность фюзеляжа «70-01» имеет почти круглое сечение, ряд штатных систем (главным образом, целевое оборудование) не установлен, часть элементов конструкции планера для сокращения времени постройки самолета изготовлены из материалов-заменителей. В феврале 1985 года «70-01»впервые преодолел звуковой барьер. Из-за трудностей в создании новых конструкционных материалов и разработке технологии их обработки постройка второго летного прототипа затянулась. Первый полет «70-03» выполнил 6 октября 1984 года, всего за четыре дня до первого полета первого серийного Ту-160. Второй прототип внешне почти не отличим от серийных Ту-160 - в сравнении с «70-01» изменена форма носовой оконечности фюзеляжа. «70-03» из-за пожара двигателя разбился на взлете в марте 1987 года, экипаж благополучно катапультировался.
Ту-160 «Валентин Близнюк» вошел в состав Дальней авиации в 200В году после модернизации. Ранее эта машина (вторая серийная, 2-02) использовалась для летных испытаний. |
Серийные Ту-160 («изделие 70»)
Под серийное производство новых стратегических бомбардировщиков строился новый завод в Ульяновске, однако председатель СМ СССР А.Н. Косыгин принял решение о налаживании в Ульяновске выпуска транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Под Ту-160 «отдали» завод в Казани (ныне Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова), выпускавший дальние бомбардировщики Ту-22МЗ. В ходе подготовки к серийному производству производственные площади Казанского завода увеличили вдвое.
Освоение Ту-160 в серии шло очень непросто. Первый серийный Ту-160 (1-01) поднялся в воздух 10 октября 1984 года, второй (1 -02) - 16 марта 1985 года, третий (2-01) - 25 декабря 1986 года, четвертый (2-02) - 15 августа 1986 года. То есть на начальном этапе производства собиралось по два бомбардировщика в год, но уже к апрелю 1988 года в Казани собрали более десяти Ту-160. Всего планировалось построить 100 Ту-160 - столько же, сколько В-1 В.
В январе 1992 года президент РФ Б.Н Ельцин принял решение о прекращении серийного выпуска стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и приостановке выпуска Ту-160, к этому времени построили 35 Ту-160. В отношении Ту-160 решение пересмотрели уже в том же 1992 году. Выпуск возобновился, но постройка самолетов велась крайне медленно. В 1992-1994 годах в Казани построили шесть Ту-160. Серийное производство Ту-160 из задела продолжается. Первый построенный после 1994 года Ту-160 передан Дальней авиации в 2000 году, второй - в 2008 году. Все состоящие на вооружении ВВС РФ самолеты Ту-160 пройдут ремонт и модернизацию.
По ходу серийного производства в конструкцию и оборудование Ту-160 внесено большое количество изменений, однако, в обозначении самолета конструкционные изменения никак не отражены.
Снимок сделан на авиасалоне МАКС 2005. В небе три типа самолетов Дальней авиации: Ту-160, Ту-22МЗ и Ту-95МС. |
Ту-160СК
Вариант Ту-160СК разрабатывался как носитель авиационно-космического комплекса «Бурлак». Запуск двухступенчатой ракеты-носителя «Бурлак» предполагалось выполнять с самолета Ту-160СК, сама ракета подвешивалась в отсеке вооружения бомбардировщика. Ракета предназначалась для вывода на околоземную орбиту небольших спутников. Начало эксплуатации системы «Бурлак» запланировали на 1998-2000 годы, но все работы по программе свернули в конце 1990-х годов. На Парижском авиасалоне 1995 года демонстрировался Ту-160 (б/н «342») с подвешенным в отсеке вооружения деревянным макетом PH «Бурлак». Самолет был представлен как Ту-160СК. Ту-160СК с PH «Бурлак» также был показан на МАКС'95. На самолетах Ту-160 установлено 44 мировых рекорда скорости и грузоподъемности.
Затормозить на пробеге огромному кораблю помогают четыре тормозных парашюта |
Ty-160B
Проект варианта Ту-160 с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Разработка велась в 1980-е годы.
Ту-160К
Проект носителя двух двухступенчатых межконтинентальных баллистических ракет «Кречет» разработки КБ «Южное». Разработка прекращена в конце 1980-х годов.
Ту-160М
В начале 1 980-х годов велись работы по носителю двух гиперзвуковых крылатых ракет «Метеорит» разработки НПО Машиностроения. Работы по тематике «Метеорит» свернули в середине 1980-х годов из-за неудовлетворительных результатов испытаний самой ракеты.
Ту-160ПП
Работы по постановщику помех Ту-160ПП, способному нести УР «воздух - воздух» большой дальности были прекращены в начале 1980-х годов. Был построен макет самолета.
«Фирменный» Ту-160 с бортовым номером «342», МАКС 2005. Позже самолет получил наименование «Борис Веремей». |
Ту-160Р
Проект стратегического разведчика на базе Ту-160.
Ту-161
Проект дальнего перехватчика на базе постановщика помех Ту-160ПП.
Ту-170
В конце 1980-годов велись научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию варианта Ту-160, оснащенного только неядерным вооружением. Опыт, полученный при разработке Ту-170, учтен в ходе модернизации серийных Ту-160
Ту-160 «Валентин Близнюк» выполняет скоростной проход на малой высоте перед первой после модернизации посадкой на авиабазе Энгельс, лето 2006 года |
Комментариев нет:
Отправить комментарий