в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Ту-160 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

11.03.2013

Эксплуатация Ту-160

Ту-160 «Николай Кузнецов»
Ту-160 «Николай Кузнецов» (б/н «10») в сопровождении истребителей-перехватчиков МиГ-31, тренировка перед воздушным парадом над Москвой 9 мая 2009 года. Истребителям очень сложно выдерживать строй в мощном спутном следе стратегического бомбардировщика. Топливоприемник Ту-160 выпущен — имитируется дозаправка от танкера Ил-78.
Лидерным полком, первым полу­чившим на вооружение Ту-160, стал базировавшийся в Прилуках на Украине 184-й гвардейский Пол- тавско-Берлинский Краснознаменный тя­желый бомбардировочный авиационный полк - лидерным, так как на Ту-160 плани­ровалось перевооружить несколько полков Дальней авиации, чего не произошло.

Первые два Ту-160 приземлились в Прилуках 25 апреля 1987 года. Эки­пажи 184-го ТБАП приступили к выпол­нению полетов на новой технике в июне. К конце 1987 года на вооружении полка состояло уже десять Ту-160. Постепенно расширялась география полетов. Марш­руты полетов прокладывались в пре­делах границ CCCР иногда с выходом в международное воздушное простран­ство над Арктикой. В мае 1991 года был выполнен полет «за угол» - во­круг Скандинавии. В этом полете Ту-1 60 впервые перехватили и сопровождали истребители НАТО - норвежские F-16.

Над Северным морем. Ту-160 сопровождают истребители Panavia Tornado
Над Северным морем. Ту-160 сопровождают истребители Panavia Tornado ВВС Великобритании. Полеты в нейтральные воды Ту-160 выполняют парами, снимок сделан со второго Ту-160
В 1991 году на вооружении 184-го ТБАП состояло 19 Ту-160. После рас­пада СССР часть личного состава полка во главе с командиром приняла присягу на верность Украине, однако значитель­ная часть летчиков, штурманов и ин­женеров (70%) не захотела принимать украинскую присягу. Все Ту-1 60 оста­лись на Украине. Факт ненужности таких самолетов сравнительно небольшому государству очевиден. Полеты выпол­нялись эпизодически, летать на боевое применение было просто некуда - раз­ве что «наматывать» круги над Чер­ным морем... Кроме того, эксплуатация стратегических кораблей - удоволь­ствие очень и очень дорогое. Украин­ские Ту-160 стали «разменной монетой» в переговорах с Россией по газовому вопросу.

России же Ту-160 были необхо­димы. В 1992 году было принято ре­шение о передаче части самолетов на вооружение 1096-го ТБАП, дислоци­рованного в Энгельсе, Саратовская об­ласть. Интересно, что изначально ли­дерным полком на Ту-160 должен был стать как раз 1096-й, но планы изме­нились. В 1992 году в Энгельс прибыли три Ту-160, четвертый прибыл в нача­ле 1993 года. Освоение Ту-1 60 практи­чески начиналось заново: на аэродро­ме Энгельс отсутствовала необходимая инфраструктура для обслуживания сложнейшего авиационного комплекса, каким являлся Ту-160.

Первый полет на аэродроме Энгельс на Ту-160 выполнил 29 июля 1992 года экипаж подполковника А.С. Медве­дева. Первый в российских ВВС прак­тический пуск крылатой ракеты с бор­та Ту-160 был выполнен 22 октября 1992 года экипажем командира полка гвардии подполковника А.Д. Жихарева (ныне генерал-майор А.Д. Жихарев ко­мандует 36-й воздушной армией, Даль­ней авиацией).
На параде 9 мая 2010 года в плотном строю над Москвой прошли три Ту-160.
На параде 9 мая 2010 года в плотном строю над Москвой прошли три Ту-160.
В ходе реформирования ВС РФ 1096-й ТБАП был переформирован в 121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный ТБАП.

Ту-160 121-го ТБАП неоднократно принимали участие в воздушных пара­дах, авиашоу и показах. Даже в 1990-е годы, очень тяжелые для ВВС России, годовой налет экипажей Ту-160 почти вдвое превышал средний по ВВС.

Имевшихся в России Ту-160 для во­оружения целого полка явно не хвата­ло. Некоторое время на вооружении 121-го ТБАП наряду с Ту-160 состо­яли Ту-95МС. Правительство Рос­сии, начиная с 1993 года, вело пере­говоры с Украиной о приобретении Ту-160 184-го полка. Фактически пе­реговоры были не двух, а трехсторон­ними: на Украину оказывали сильней­шее давление США. Согласно договору СНВ-2 Украине предстояло уничтожить свои Ту-160. Процесс утилизации на­чался в 1998 году. Ситуация резко из­менилась в 1999 году после агрессии НАТО против Югославии. Переговор­ный процесс сдвинулся с мертвой точ­ки. Удалось достигнуть договоренности о передаче Украиной России в счет по­гашения долга за газ бомбардировщи­ков Ту-160, Ту-95МС и крылатых ракет Х-55. В Энгельс из Прилук Ту-160 перего­няли экипажи 121 -го полка. Необходи­мо заметить, что личный состав 184-го полка постарался сохранить «матчасть» в хорошем техническом состоянии и оказал максимально возможную по­мощь в подготовке самолетов к пере­лету в Россию. Интересный факт, на все самолеты оформлялись таможенные де­кларации, причем межконтинентальные стратегические ракетоносцы проходили по графе «товар».

Первый украинский Ту-160 пере­летел в Энгельс б ноября 1999 года, на базе самолет и экипаж ждала тор­жественная встреча. Последняя пара украинских Ту-160 перелетела из При- лук в Энгельс в феврале 2000 года. Полк, имевший на вооружении всего шесть Ту-160, получил еще восемь. За­тем 121-й полк пополнился еще тремя Ту-160 - двумя новыми и испытатель­ной машиной (четвертый серийный са­молет, 2-02), прошедшей капитальный ремонт и модернизацию.

Крупные учения 1990-х годов с при­влечением Ту-160 можно пересчи­тать по пальцам. Ситуация кардиналь­но изменилась в начале 2000-х годов. Весной 2003 года впервые в истории отечественной авиации воздушные ко­рабли выполнили полет с авиабазы, расположенной на территории Рос­сии, в район Персидского залива и Ин­дийского океана. В 2007 году после 15-летнего перерыва решением Прези­дента РФ В.В. Путина были возобнов­лены полеты Дальней авиации на бое­вое патрулирование. Ту-160 из Энгельса выполняют полеты не только в аквато­рию Северного моря, но и через Тихий океан к берегам США и Канады. Боль­шинство таких полетов выполняется с дозаправкой в воздухе. В 2008 году состоялся перелет двух самолетов Ту-160 в Венесуэлу, с авиабазы в Вене­суэле экипажи стратегических ракето­носцев выполнили несколько полетов над акваторией Карибского моря.
Подготовка Ту-160 к полету, авиабаза Энгельс
Подготовка Ту-160 к полету, авиабаза Энгельс
Во всех полетах на патрулирова­ние Ту-160 сопровождают истребители НАТО. В 2009 году пара Ту-160 сильно удивила экипажи британских Tornado, впервые выполнив отрыв от «сопрово­ждения» на малой высоте со сверхзву­ковой скоростью. Скоростные, казалось бы, истребители, увешанные бака­ми и ракетами, удержаться за Ту-160 не сумели.

Ту-160 останется важнейшим эле­ментом Стратегических ядерных сил России, как минимум, до 2020 года.

За время эксплуатации Ту-160 в 121-м ТБАП произошла одна катастро­фа - осенью 2003 года разбился Ту-160 «Михаил Громов», экипаж погиб. В разное время на Ту-160 в соста­ве экипажа выполнили полеты министр обороны РФ С.И. Иванов и Президент РФ В.В. Путин.
Отработка дозаправки в воздухе. Ту-160 отходит от танкера Ил-78.
Отработка дозаправки в воздухе. Ту-160 отходит от танкера Ил-78. 

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск