Ту-160 «Николай Кузнецов» (б/н «10») в сопровождении истребителей-перехватчиков МиГ-31, тренировка перед воздушным парадом над Москвой 9 мая 2009 года. Истребителям очень сложно выдерживать строй в мощном спутном следе стратегического бомбардировщика. Топливоприемник Ту-160 выпущен — имитируется дозаправка от танкера Ил-78. |
Первые два Ту-160 приземлились в Прилуках 25 апреля 1987 года. Экипажи 184-го ТБАП приступили к выполнению полетов на новой технике в июне. К конце 1987 года на вооружении полка состояло уже десять Ту-160. Постепенно расширялась география полетов. Маршруты полетов прокладывались в пределах границ CCCР иногда с выходом в международное воздушное пространство над Арктикой. В мае 1991 года был выполнен полет «за угол» - вокруг Скандинавии. В этом полете Ту-1 60 впервые перехватили и сопровождали истребители НАТО - норвежские F-16.
Над Северным морем. Ту-160 сопровождают истребители Panavia Tornado ВВС Великобритании. Полеты в нейтральные воды Ту-160 выполняют парами, снимок сделан со второго Ту-160 |
России же Ту-160 были необходимы. В 1992 году было принято решение о передаче части самолетов на вооружение 1096-го ТБАП, дислоцированного в Энгельсе, Саратовская область. Интересно, что изначально лидерным полком на Ту-160 должен был стать как раз 1096-й, но планы изменились. В 1992 году в Энгельс прибыли три Ту-160, четвертый прибыл в начале 1993 года. Освоение Ту-1 60 практически начиналось заново: на аэродроме Энгельс отсутствовала необходимая инфраструктура для обслуживания сложнейшего авиационного комплекса, каким являлся Ту-160.
Первый полет на аэродроме Энгельс на Ту-160 выполнил 29 июля 1992 года экипаж подполковника А.С. Медведева. Первый в российских ВВС практический пуск крылатой ракеты с борта Ту-160 был выполнен 22 октября 1992 года экипажем командира полка гвардии подполковника А.Д. Жихарева (ныне генерал-майор А.Д. Жихарев командует 36-й воздушной армией, Дальней авиацией).
На параде 9 мая 2010 года в плотном строю над Москвой прошли три Ту-160.
|
Ту-160 121-го ТБАП неоднократно принимали участие в воздушных парадах, авиашоу и показах. Даже в 1990-е годы, очень тяжелые для ВВС России, годовой налет экипажей Ту-160 почти вдвое превышал средний по ВВС.
Имевшихся в России Ту-160 для вооружения целого полка явно не хватало. Некоторое время на вооружении 121-го ТБАП наряду с Ту-160 состояли Ту-95МС. Правительство России, начиная с 1993 года, вело переговоры с Украиной о приобретении Ту-160 184-го полка. Фактически переговоры были не двух, а трехсторонними: на Украину оказывали сильнейшее давление США. Согласно договору СНВ-2 Украине предстояло уничтожить свои Ту-160. Процесс утилизации начался в 1998 году. Ситуация резко изменилась в 1999 году после агрессии НАТО против Югославии. Переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки. Удалось достигнуть договоренности о передаче Украиной России в счет погашения долга за газ бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и крылатых ракет Х-55. В Энгельс из Прилук Ту-160 перегоняли экипажи 121 -го полка. Необходимо заметить, что личный состав 184-го полка постарался сохранить «матчасть» в хорошем техническом состоянии и оказал максимально возможную помощь в подготовке самолетов к перелету в Россию. Интересный факт, на все самолеты оформлялись таможенные декларации, причем межконтинентальные стратегические ракетоносцы проходили по графе «товар».
Первый украинский Ту-160 перелетел в Энгельс б ноября 1999 года, на базе самолет и экипаж ждала торжественная встреча. Последняя пара украинских Ту-160 перелетела из При- лук в Энгельс в феврале 2000 года. Полк, имевший на вооружении всего шесть Ту-160, получил еще восемь. Затем 121-й полк пополнился еще тремя Ту-160 - двумя новыми и испытательной машиной (четвертый серийный самолет, 2-02), прошедшей капитальный ремонт и модернизацию.
Крупные учения 1990-х годов с привлечением Ту-160 можно пересчитать по пальцам. Ситуация кардинально изменилась в начале 2000-х годов. Весной 2003 года впервые в истории отечественной авиации воздушные корабли выполнили полет с авиабазы, расположенной на территории России, в район Персидского залива и Индийского океана. В 2007 году после 15-летнего перерыва решением Президента РФ В.В. Путина были возобновлены полеты Дальней авиации на боевое патрулирование. Ту-160 из Энгельса выполняют полеты не только в акваторию Северного моря, но и через Тихий океан к берегам США и Канады. Большинство таких полетов выполняется с дозаправкой в воздухе. В 2008 году состоялся перелет двух самолетов Ту-160 в Венесуэлу, с авиабазы в Венесуэле экипажи стратегических ракетоносцев выполнили несколько полетов над акваторией Карибского моря.
Подготовка Ту-160 к полету, авиабаза Энгельс |
Ту-160 останется важнейшим элементом Стратегических ядерных сил России, как минимум, до 2020 года.
За время эксплуатации Ту-160 в 121-м ТБАП произошла одна катастрофа - осенью 2003 года разбился Ту-160 «Михаил Громов», экипаж погиб. В разное время на Ту-160 в составе экипажа выполнили полеты министр обороны РФ С.И. Иванов и Президент РФ В.В. Путин.
Отработка дозаправки в воздухе. Ту-160 отходит от танкера Ил-78. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий