в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Ла-7 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

06.04.2013

Эксплуатация Ла-7

Алексей Алелюхин на крыле самолета Ла 7
Выдающийся летчик, дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин на крыле своего именного Ла-7 который он украсил эмблемой — сердцем, пронзенным стрелой. Алелюхин лично сбил 40 немецких самолетов и еще 17 — совместно с другими пилотами.
16 июня 1944 года командир 19-го (с августа - 176-го гвардейского) истребительного авиаполка (ИАП) полковник П.С. Чупиков первым по­лучил новенький, только что с завода, ис­требитель Ла-7, а вслед за ним перево­оружился и весь полк. Эта часть считалась элитной, в ней служили лучшие летчики-асы, среди которых было немало Героев Советского Союза, а потому неудивитель­но, что именно им доверили новинку со­ветского авиапрома, на которую возлага­лись большие надежды.

И элита оправдала доверие: уже 24 июня летчики полка без потерь со сво­ей стороны сбили два немецких самоле­та — это были первые победы, одержан­ные на Ла-7. В дальнейших воздушных схватках летчики полка также без по­терь сбили еще несколько Мессершмиттов и Фокке-Вульфов. Новый истребитель показал себя отличным бойцом. 22 сен­тября свой боевой счет пополнил самый результативный советский ас И.Н. Коже­дуб, летавший на Ла-7 до конца войны и считавший его лучшим истребителем той эпохи.
истребитель Ла 7
Рабочие города Горький (ныне Нижний Новгород) в 1944 году на свои средства приобрели истребитель Ла-7 и передали его советским ВВС. Слева мастер горьковского завода «Красное Сормово» Н.А. Кудрин, справа на крыле — гвардии лейтенант А. А. Бывалов, которому доста­лась эта машина.

12 февраля 1945 года Кожедуб с ве­домым Громаковским и еще две пары «охотников» на Ла-7 вступили в бой с тридцатью FW 190. Сражаясь в мень­шинстве, советские летчики разгромили противника, сбили восемь вражеских са­молетов (три из них на счету Кожедуба), а остальных обратили в бегство. С нашей стороны в том бою погиб летчик Орлов. Через пять дней, 17 февраля, согласно оперсводке 176-го полка, Кожедуб в паре с ведомым Титаренко одержал уникаль­ную победу, сбив «Мессершмиттс реак­тивным мотором». Предположительно, это был истребитель Me 262 — первый реактивный самолет, уничтоженный со­ветским пилотом.

Последнюю строку в боевую летопись полка вписал А.С. Куманичкин, сбивший FW 190 над западным предместьем Бер­лина 30 апреля 1 945 года.

Следующим истребители Ла-7 полу­чил 63-й Гвардейский авиаполк (ГИАП), в котором они проходили фронтовые ис­пытания. В нем также служило немало из­вестных асов, в том числе легендарный безногий летчик А.П. Маресьев. 20 ав­густа 1944 года, после короткого пере­учивания, полк вступил в боевые дей­ствия на территории Литвы. До середины октября его пилоты совершили 116 груп­повых вылетов, провели 47 воздушных боев и заявили об уничтожении 55 само­летов противника, потеряв при этом трех человек и четыре машины. Еще четыре истребителя за тот же период разбились в авариях.
самолет ла 7
Победный май 1945-го: самолеты 9-го Гвардейского Одесского истребительного авиаполка в ангаре на берлин­ском аэродроме Темпельхоф. Предположительно, машина на переднем плане принадлежала летчику-асу, дважды Герою Советского Союза Султану Амет-Хану, сбившему лично и в группе 49 вражеских самолетов.
Небоевые потери были обусловлены главным образом попаданием аэродром­ной пыли и песка в воздухозаборники, что приводило к поломкам и быстрому износу моторов. На Ла-5 и Ла-5 ФН, у ко­торых воздухозаборник размещался над капотом, то есть гораздо дальше от зем­ли, эта проблема не возникала, но теперь пришлось задуматься о разработке противопыльных фильтров. Другим неприятным моментом была уже упоминавшаяся жара в кабине от ра­боты мотора и проходивших под полом трубопроводов с горячим маслом. Если зимой она достигала 40°С, то летом по­рой «зашкаливала» за 50°, сильно изну­ряя пилотов. Летчики 63-го ГИАП потре­бовали от разработчиков принять меры, чтобы нормализовать температурный ре­жим, но только к лету 1945 года после ко­ренного улучшения системы вентиляции температуру в кабине удалось «сбить» до нормальных 15-30°С.

Несмотря на отмеченные недостат­ки, Ла-7 получил высокую оценку за свои летные и боевые качества. По сравнению с FW 190 и Bf 109 он обладал более высо­кой скоростью и скороподъемностью, мог с успехом вести бои как на вертикалях, так и на горизонталях. В качестве еще одно­го примера можно привести бой, состо­явшийся 25 августа 1944 года. Шестерка Ла-7 под командованием майора Воронь- ко вылетела для «расчистки воздуха» над линией фронта. В заданном квадрате лет­чики обнаружили 12 FW 190, которые под прикрытием пары Bf 109G штурмо­вали наши наземные войска. Истребители атаковали противника и в короткой схват­ке сбили шесть FW 190 и один Bf 109G, потеряв только один самолет, пилот кото­рого спасся на парашюте.

Учитывая то, что в последний год вой­ны численный перевес, как правило, был на нашей стороне, можно сказать, что с появлением на фронте таких истребите­лей, как Ла-7 и Як-3, положение немец­ких летчиков стало совсем незавидным, и они окончательно утратили господство в воздухе.
самолет ла 7 авиации Балтфлота
Ла-7 авиации Балтфлота отличались не красными, а белыми элементами быстрой идентификации, что хорошо видно на снимке этой машины, принадлежав­шей ВВС КБФ.
В отчете по результатам войсковых ис­пытаний отмечалось, что «Ла-7 пока­зал себя как современный скоростной маневренный истребитель, способный прикрывать действия наземных войск и бомбардировочной авиации,сопрово­ждать штурмовую авиацию, осуществлять свободную охоту и воздушную разведку, расчищать воздух от самолетов противни­ка и прикрывать аэродромы. Высокие лет­ные данные Ла-7 позволяют ему занимать выгодные позиции в воздушном бою».

В июне 1944 года на аэродроме НИИ ВВС в Чкаловском Ла-7 получил 9-й Гвар­дейский ИАП. Поскольку раньше этот полк летал на американских истребителях Аэрокобра, которые очень сильно отли­чались от истребителей Лавочкина, пере­учивание пришлось начинать буквально «с нуля» - с отработки взлета и посад­ки. В результате полк вернулся на фронт только через четыре месяца, но за остав­шееся до конца войны время его пило­ты наверстали упущенное, сбив десятки вражеских самолетов. Сражаясь на Ла-7, летчик М.С. Тюленев стал Героем Совет­ского Союза, а Султан Амет-Хан заслу­жил на нем вторую звезду Героя. Послед­ние боевые вылеты 9-й ГИАП совершил с берлинских аэродромов Темпельхоф и Шенефельд.

Гораздо проще и быстрее прошло пе­реучивание 32-го Гвардейского полка, поскольку его летчики пересели на Ла-7 с Ла-5 ФН. Большинство пилотов осво­ило новую технику «без отрыва от про­изводства», прямо на прифронтовых аэродромах.

По мере наращивания серийного выпу­ска Ла-7 все больше авиаполков перево­оружалось на эти машины. Одним из них был 179-й Трансильванский ГИАП. Его пилотам настолько понравились «семер­ки», что в декабре 1944-го они отправи­ли в ОКБ Лавочкина коллективное письмо со словами: «Самолеты Ла-7 в воздушных боях имеют преимущества над всеми со­временными истребителями противника во всех вариантах ведения боя до высо­ты 5000 м (выше подниматься не доводи­лось). Летный состав самолет Ла-7 любит, верит в него и успешно проводит на нем воздушные бои».
Иван Никитович Кожедуб возле самолета Ла-7
Прославленный летчик-истребитель, лучший ас Советского Союза и всей антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб возле своего Ла-7 на котором он воевал весной 1945 года. Снимок сделан в 1988 году в Монинском авиационном музее, где хранится эта уникальная машина.
На завершающем этапе войны немец­кие самолеты нечасто поднимались в воздух, поэтому Ла-7 стали наносить удары по наземным целям. Так, пилоты 2-го Гвардейского ИАП во время битвы за Берлин с 16 по 30 апреля 1945 года совершили 401 вылет на штурмовку, уничтожив четыре танка, 333 автомо­биля и более 350 вражеских солдат.

В это же время полк сбил 17 немецких самолетов, не потеряв ни одного свое­го. Затем 2-й ГИАП принимал участие в освобождении Праги. В окрестностях чешской столицы 8 мая лейтенант Га­лич одержал последнюю победу совет­ской авиации в Великой Отечественной войне. Через несколько часов Германия капитулировала.

Но боевая служба Ла-7 на этом не за­кончилась. Через три месяца им пред­стояло принять участие в освобождении Маньчжурии от японских оккупан­тов. Самолеты из состава 9-й, 10-й и 12-й Воздушных армий, а также ВВС

Тихоокеанского флота прикрывали с воз­духа наступление наземных войск, со­провождали штурмовики и бомбар­дировщики, а иногда и сами вылетали на штурмовку.

После войны Ла-7 служили недолго.

Их деревянная конструкция была недол­говечной и не рассчитывалась на дли­тельную эксплуатацию. К концу 1940-х годов все самолеты были списаны. До на­ших дней в России сохранился лишь один подлинный экземпляр прославлен­ного истребителя - тот самый самолет, на котором воевал лучший ас антигитле­ровской коалиции,- И.Н. Кожедуб. Он является одним из наиболее ценных экс­понатов Монинского музея авиации.
Жители послевоенного Ленинграда с интересом осма­тривают истребитель Ла 7
Жители послевоенного Ленинграда с интересом осма­тривают выставленный для обозрения истребитель Ла-7 Бортовой номер на нем нанесен нестандартным шрифтом и не белой, как обычно, а черной краской.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск