И элита оправдала доверие: уже 24 июня летчики полка без потерь со своей стороны сбили два немецких самолета — это были первые победы, одержанные на Ла-7. В дальнейших воздушных схватках летчики полка также без потерь сбили еще несколько Мессершмиттов и Фокке-Вульфов. Новый истребитель показал себя отличным бойцом. 22 сентября свой боевой счет пополнил самый результативный советский ас И.Н. Кожедуб, летавший на Ла-7 до конца войны и считавший его лучшим истребителем той эпохи.
12 февраля 1945 года Кожедуб с ведомым Громаковским и еще две пары «охотников» на Ла-7 вступили в бой с тридцатью FW 190. Сражаясь в меньшинстве, советские летчики разгромили противника, сбили восемь вражеских самолетов (три из них на счету Кожедуба), а остальных обратили в бегство. С нашей стороны в том бою погиб летчик Орлов. Через пять дней, 17 февраля, согласно оперсводке 176-го полка, Кожедуб в паре с ведомым Титаренко одержал уникальную победу, сбив «Мессершмиттс реактивным мотором». Предположительно, это был истребитель Me 262 — первый реактивный самолет, уничтоженный советским пилотом.
Последнюю строку в боевую летопись полка вписал А.С. Куманичкин, сбивший FW 190 над западным предместьем Берлина 30 апреля 1 945 года.
Следующим истребители Ла-7 получил 63-й Гвардейский авиаполк (ГИАП), в котором они проходили фронтовые испытания. В нем также служило немало известных асов, в том числе легендарный безногий летчик А.П. Маресьев. 20 августа 1944 года, после короткого переучивания, полк вступил в боевые действия на территории Литвы. До середины октября его пилоты совершили 116 групповых вылетов, провели 47 воздушных боев и заявили об уничтожении 55 самолетов противника, потеряв при этом трех человек и четыре машины. Еще четыре истребителя за тот же период разбились в авариях.
Ла-5 и Ла-5 ФН, у которых воздухозаборник размещался над капотом, то есть гораздо дальше от земли, эта проблема не возникала, но теперь пришлось задуматься о разработке противопыльных фильтров. Другим неприятным моментом была уже упоминавшаяся жара в кабине от работы мотора и проходивших под полом трубопроводов с горячим маслом. Если зимой она достигала 40°С, то летом порой «зашкаливала» за 50°, сильно изнуряя пилотов. Летчики 63-го ГИАП потребовали от разработчиков принять меры, чтобы нормализовать температурный режим, но только к лету 1945 года после коренного улучшения системы вентиляции температуру в кабине удалось «сбить» до нормальных 15-30°С.
Несмотря на отмеченные недостатки, Ла-7 получил высокую оценку за свои летные и боевые качества. По сравнению с FW 190 и Bf 109 он обладал более высокой скоростью и скороподъемностью, мог с успехом вести бои как на вертикалях, так и на горизонталях. В качестве еще одного примера можно привести бой, состоявшийся 25 августа 1944 года. Шестерка Ла-7 под командованием майора Воронь- ко вылетела для «расчистки воздуха» над линией фронта. В заданном квадрате летчики обнаружили 12 FW 190, которые под прикрытием пары Bf 109G штурмовали наши наземные войска. Истребители атаковали противника и в короткой схватке сбили шесть FW 190 и один Bf 109G, потеряв только один самолет, пилот которого спасся на парашюте.
Учитывая то, что в последний год войны численный перевес, как правило, был на нашей стороне, можно сказать, что с появлением на фронте таких истребителей, как Ла-7 и Як-3, положение немецких летчиков стало совсем незавидным, и они окончательно утратили господство в воздухе.
Ла-7 авиации Балтфлота отличались не красными, а белыми элементами быстрой идентификации, что хорошо видно на снимке этой машины, принадлежавшей ВВС КБФ. |
В июне 1944 года на аэродроме НИИ ВВС в Чкаловском Ла-7 получил 9-й Гвардейский ИАП. Поскольку раньше этот полк летал на американских истребителях Аэрокобра, которые очень сильно отличались от истребителей Лавочкина, переучивание пришлось начинать буквально «с нуля» - с отработки взлета и посадки. В результате полк вернулся на фронт только через четыре месяца, но за оставшееся до конца войны время его пилоты наверстали упущенное, сбив десятки вражеских самолетов. Сражаясь на Ла-7, летчик М.С. Тюленев стал Героем Советского Союза, а Султан Амет-Хан заслужил на нем вторую звезду Героя. Последние боевые вылеты 9-й ГИАП совершил с берлинских аэродромов Темпельхоф и Шенефельд.
Гораздо проще и быстрее прошло переучивание 32-го Гвардейского полка, поскольку его летчики пересели на Ла-7 с Ла-5 ФН. Большинство пилотов освоило новую технику «без отрыва от производства», прямо на прифронтовых аэродромах.
По мере наращивания серийного выпуска Ла-7 все больше авиаполков перевооружалось на эти машины. Одним из них был 179-й Трансильванский ГИАП. Его пилотам настолько понравились «семерки», что в декабре 1944-го они отправили в ОКБ Лавочкина коллективное письмо со словами: «Самолеты Ла-7 в воздушных боях имеют преимущества над всеми современными истребителями противника во всех вариантах ведения боя до высоты 5000 м (выше подниматься не доводилось). Летный состав самолет Ла-7 любит, верит в него и успешно проводит на нем воздушные бои».
В это же время полк сбил 17 немецких самолетов, не потеряв ни одного своего. Затем 2-й ГИАП принимал участие в освобождении Праги. В окрестностях чешской столицы 8 мая лейтенант Галич одержал последнюю победу советской авиации в Великой Отечественной войне. Через несколько часов Германия капитулировала.
Но боевая служба Ла-7 на этом не закончилась. Через три месяца им предстояло принять участие в освобождении Маньчжурии от японских оккупантов. Самолеты из состава 9-й, 10-й и 12-й Воздушных армий, а также ВВС
Тихоокеанского флота прикрывали с воздуха наступление наземных войск, сопровождали штурмовики и бомбардировщики, а иногда и сами вылетали на штурмовку.
После войны Ла-7 служили недолго.
Их деревянная конструкция была недолговечной и не рассчитывалась на длительную эксплуатацию. К концу 1940-х годов все самолеты были списаны. До наших дней в России сохранился лишь один подлинный экземпляр прославленного истребителя - тот самый самолет, на котором воевал лучший ас антигитлеровской коалиции,- И.Н. Кожедуб. Он является одним из наиболее ценных экспонатов Монинского музея авиации.
Жители послевоенного Ленинграда с интересом осматривают выставленный для обозрения истребитель Ла-7 Бортовой номер на нем нанесен нестандартным шрифтом и не белой, как обычно, а черной краской. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий