Трехпушечная модификация Ла-7 на испытаниях в январе 1945 года |
Ла-7 трехпушечный
«Ла-5 эталон 1944 года» испытывался стремя синхронными авиапушками Березина Б-20 и боекомплектом по 130 снарядов на ствол. Эти новые пушки, еще не выпускавшиеся серийно, представляли собой крупнокалиберные пулеметы УБ, переделанные под 20-мм патрон. Они были очень легкими (всего 25 кг), но недостаточно надежными. Поэтому в отчете об испытаниях было рекомендовано запустить самолет в серию с тем же вооружением, что и у Ла-5 ФН,- двумя пушками ШBAK.
С октября 1944 года Б-20 начали выпускать на Ковровском оружейном заводе, а в январе -феврале 1945 года Ла-7 вновь проходил испытания с ними. Результаты воздушных стрельб показали, что надежность пушек улучшилась, но все еще оставалась более низкой, чем у ШВАК. Тем не менее относительно небольшая партия трехпушечных истребителей (их еще называли трехточечными) была выпущена летом 1945 года на заводе № 381.
Также проводились испытания Ла-7, вооруженного тремя опытными пушками Шпитального - СШ-20, однако эту пушку так и не довели «до кондиции», а потому в серию она не попала.
Ла-7 двухпушечный
Основная серийная модификация. Две скорострельные автоматические пушки Шпитального-Владимирова ШВАК калибра 20 мм были установлены на лафете в верхней части фюзеляжа между двигателем и кабиной. Уменьшение количества орудий позволило увеличить боекомплект до 170 снарядов на ствол. Пушки сопрягались с двигателем при помощи гидромеханических синхронизаторов С2 К-26, предохранявших лопасти винта от прострелов. Масса секундного залпа обеих пушек составляла 1,76 кг.
Вооружение Ла-7 было мощнее, чем у большинства модификаций истребителя Як-9, имевших только одно орудие и один крупнокалиберный пулемет. Лишь «танковые» Як-9 Т и появившийся на фронте в конце войны Як-9У превосходили Ла-7 по огневой мощи.
Попытка улучшить вооружение Ла-7 была предпринята уже после войны - на самолет вместо пушек ШВАК установили две пушки Нудельмана-Суранова НС-23 калибра 23 мм, что давало существенную прибавку в массе секундного залпа. Первые экспериментальные стрельбы в июле прошли неуда1 но - пушки работали ненадежно, но вто рая попытка в начале октября увенчалас успехом, новое мощное оружие выдержало испытания. Однако к тому времен уже было принято решение о сворачива нии производства Ла-7.
Двухпушечный Ла-7 в стандартном двухцветном камуфляже на аэродроме НИИ ВВС, лето 1944 года. Позже эти самолеты начали выпускать в однотонной светло-серой окраске. |
Ла-7Р
Появление у немцев первых реактивных истребителей заставило советское руководство срочно искать противодействие этой угрозе. Поскольку наши разработки турбореактивных двигателей были еще очень далеки от завершения, а ракетные истребители обладали слишком малой продолжительностью полета, в конце мая 1944 года было принято решение строить истребители с комбинированной силовой установкой - обычным поршневым мотором и дополнительным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-1, позволявшим на короткое время боя резко повысить летные данные машины. В ОКБ Лавочкина созданием такого истребителя на базе Ла-7 занялась группа конструкторов опытного завода № 81 под руководством С.А. Алексеева.
Самолет, названный Ла-7 Р, спроектировали и построили на удивление быстро, уже 21 октября 1944 года начались его летные испытания. Результаты были противоречивыми. С одной стороны, при включенном ЖРД самолет демонстрировал великолепные летные данные - прирост скорости составлял 95 км/ч!
С другой же, РД-1 оказался чрезвычайно «капризным» агрегатом, редкий вылет обходился без отказов и поломок. Часто не срабатывала система зажигания, а однажды при попытке запуска в камере сгорания произошел взрыв, и летчику-испытателю Г. М. Шиянову с большим трудом удалось посадить изуродованную машину.
Испытания сильно затянулись, хотя в 1945 году к ним подключили второй самолет Ла-7 Р-2. К концу лета 1945-го многие проблемы все же удалось решить. 18 августа Ла-7 Р участвовал в воздушном параде, посвященном Дню Воздушного флота. Но поскольку война уже закончилась, а в руки советских конструкторов попали образцы немецких турбореактивных двигателей, срочная необходимость в «ракетно-поршневом» истребителе отпала, и программу Ла-7 Р вскоре закрыли.
Также испытывался опытный образец Ла-7 с двумя укрепленными под крылом пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (ПуВРД), но был признан неудачным и серийно не строился.
Учебно-тренировочная модификация с двухместной кабиной под общим длинным фонарем. Бронеспинки сидений и бронестекла отсутствовали, из вооружения была оставлена одна (левая) пушка Б-20, хвостовое колесо для упрощения сделано неубирающимся. Самолет появился в марте 1945 года и выпускался на заводе №21 с июля 1945-го до конца 1946 года. Всего построили 481 экземпляр, кроме того, некоторые одноместные Ла-7 были переделаны в Ла-7УТИ на пензенском заводе № 163.
Самолет, названный Ла-7 Р, спроектировали и построили на удивление быстро, уже 21 октября 1944 года начались его летные испытания. Результаты были противоречивыми. С одной стороны, при включенном ЖРД самолет демонстрировал великолепные летные данные - прирост скорости составлял 95 км/ч!
С другой же, РД-1 оказался чрезвычайно «капризным» агрегатом, редкий вылет обходился без отказов и поломок. Часто не срабатывала система зажигания, а однажды при попытке запуска в камере сгорания произошел взрыв, и летчику-испытателю Г. М. Шиянову с большим трудом удалось посадить изуродованную машину.
Испытания сильно затянулись, хотя в 1945 году к ним подключили второй самолет Ла-7 Р-2. К концу лета 1945-го многие проблемы все же удалось решить. 18 августа Ла-7 Р участвовал в воздушном параде, посвященном Дню Воздушного флота. Но поскольку война уже закончилась, а в руки советских конструкторов попали образцы немецких турбореактивных двигателей, срочная необходимость в «ракетно-поршневом» истребителе отпала, и программу Ла-7 Р вскоре закрыли.
Также испытывался опытный образец Ла-7 с двумя укрепленными под крылом пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (ПуВРД), но был признан неудачным и серийно не строился.
Ла-7 УТИ
Учебно-тренировочная модификация с двухместной кабиной под общим длинным фонарем. Бронеспинки сидений и бронестекла отсутствовали, из вооружения была оставлена одна (левая) пушка Б-20, хвостовое колесо для упрощения сделано неубирающимся. Самолет появился в марте 1945 года и выпускался на заводе №21 с июля 1945-го до конца 1946 года. Всего построили 481 экземпляр, кроме того, некоторые одноместные Ла-7 были переделаны в Ла-7УТИ на пензенском заводе № 163.
Учебно-тренировочный двухместный самолет Ла-7 УТИ. Видно, что его хвостовое колесо не убирается в отличие от боевых модификаций. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий