Третий серийный экземпляр И-16 тип 4 во дворе московского авиазавода №39. |
И-16 тип 4
Первая «вынужденная» модификация, появление которой было обусловлено нехваткой на раннем этапе серийного выпуска двигателей М-25, из-за чего самолеты оснащались гораздо менее мощными моторами М-22 и обладали относительно невысокими летными данными. Двигатель покрыт гладким цилиндрическим капотом, открытым спереди. Выхлоп осуществлялся под капот. Винт постоянного шага без кока. Вооружение составляли два скорострельных пулемета ШКАС, размещенных в центроплане и стрелявших вне диска вращения винта. Боекомплект по 900 патронов на ствол. Кабина закрыта узким клиновидным фонарем, сдвигающимся вперед, сквозь который проходил телескопический прицел ОП-1. Самолет выпускался в 1935 году. Всего построено около 400 экземпляров, которые не применялись в боевых действиях и к концу 1930 годов были переведены из строевых частей в летные школы.
И-16 тип 5
Самолет с мотором М-25 А, обладавшим повышенной мощностью и высотностью. Внешне отличался от предшественника наличием кока - обтекателя втулки винта и измененным капотом.
За счет того, что выхлопные патрубки были выведены наружу сквозь выемки в крышках капота, зазор между капотом и фюзеляжем удалось значительно уменьшить. Это положительно сказалось на аэродинамике. Капот дополнила передняя панель с радиальными трапециевидными прорезями для охлаждения мотора. Поток воздуха, проходящего сквозь них, можно было регулировать сдвижными шторками.
Выпускался с середины 1935 года до начала 1939-го и стал самой массовой версией И-16. Всего построено около 3500 таких машин. Они принимали участие во всех вооруженных конфликтах второй половины 1930-х годов, к которым имел отношение Советский Союз. Их боевой дебют состоялся в ноябре 1936 в небе Испании, с 1937 года «пятерки» отражали налеты японских бомбардировщиков на города Китая, весной 1939-го они вступили в бой с японцами над рекой Халхин-Гол, а затем «отметились» в скоротечном польском походе и тяжелой «зимней войне» с Финляндией за Карельский перешеек. К июню 1941 года эти уже устаревшие и порядком изношенные истребители еще оставались на вооружении многих авиаполков советских ВВС.
И-16 тип 5 перед взлетом с полевого аэродрома. |
И-16 тип 10
Бои в Испании и Китае показали, что двух пулеметов «пятерки» недостаточно, чтобы успешно бороться с крупными, хорошо защищенными двухмоторными и трехмоторными бомбардировщиками. Поэтому в 1938 году была создана модификация с усиленным вооружением. Два дополнительных синхронных пулемета LUKAC с боекомплектом по 650 патронов на ствол установили в фюзеляже над двигателем под выступающими обтекателями.
Другим воплощением боевого опыта стала установка бронеспинки сиденья, защищавшей летчика от пуль винтовочного калибра и крупнокалиберных пуль на излете.
Кроме того, многие пилоты жаловались, что узкий и тесный фонарь кабины сильно ограничивал обзор и сковывал движения, из-за чего в полете его обычно не закрывали. Поэтому на 10-й модификации решили отказаться от сдвижного фонаря, заменив его небольшим неподвижным козырьком перед кабиной. Одновременно телескопический прицел ОП-1 заменили на коллиматорный ПАК-1, гораздо более удобный в применении.
Не менее серьезным изменениям, чем вооружение и кабина, подвергся планер и силовая установка машины. Крыло сделали значительно более прочным путем уменьшения шага нервюр и увеличения площади дюралевой обшивки. Механизм синхронного опускания элеронов убрали, а под фюзеляжем и центропланом установили отклоняемые щитки, позволявшие снизить посадочную скорость. Наконец, мотор М-25 А мощностью 730 л.с. заменили на 750-сильный М-25 В и поставили новый маслорадиатор, а для его охлаждения в нижней части лобовой панели капота сделали небольшой воздухозаборник.
Изменения привели к значительному увеличению массы и некоторому ухудшению аэродинамики. Поэтому, несмотря на рост мощности двигателя, летные данные машины практически не улучшились, однако ее боевой потенциал заметно возрос.
Некоторое время тип 10 выпускался параллельно с «пятеркой», но к весне 1939 года полностью заменил ее на сборочном конвейере горьковского авиазавода. Всего построено 934 машины этой модификации. Они участвовали в тех же войнах, и вооруженных конфликтах, что и тип 5.
И-16 тип 10 из 70-го истребительного авиаполка во время боев на Халхин-Голе, июль 19З9 года. |
И-16 тип 17 (И-16П, ИП-16)
Вариант И-16 тип 10 с еще более мощным вооружением. Крыльевые пулеметы ШКАС заменены автоматическими пушками ШВАК калибра 20-мм с боекомплектом по 150 снарядов на пушку, который частично размещался в фюзеляже. Фюзеляжные синхропулеметы остались. Установка пушек привела к увеличению массы машины почти на 100 кг и соответствующему снижению летных данных. Поэтому, хотя тип 17 сохранил возможность ведения воздушных боев, его в основном
использовали как штурмовик против наземных целей. Впервые в этом качестве он был применен на Халхин-Голе в июле 1939 года. Пушки ШВАК оказались весьма эффективными против автомашин, броневиков и легких танков. В дальнейшем И-16 П участвовали в войне с Финляндией и в начальном этапе Великой Отечественной войны.
Модификация выпускалась только в 1939 году, всего построено 314 самолетов.
Появление в 1937 году мотора М-62 (дальнейшее развитие М-25 с увеличенной мощностью и высотностью) повлекло за собой создание истребителя И-16 тип 18, оснащенного этим мотором. Поскольку форма и габариты нового двигателя не отличались от предыдущего, внешне тип 18 был почти идентичен типу 10. Единственные отличия - появление небольшого воздухозаборника скоростного напора карбюратора наверху лобовой панели капота и выемок под убирающиеся лыжи в нижних боковых панелях капота в месте сопряжения фюзеляжа с крылом. Не менее важным, хотя и незаметным снаружи нововведением стала установка на бензобаке резинового протектора, предохранявшего от вытекания топлива при пулевых прострелах. Тип 18 был запущен в серию летом 1939-го, но выпускался недолго, так как в том же году его сменила следующая модификация — тип 24. Построено 177 экземпляров.
За счет увеличения степени сжатия мощность мотора М-62 удалось повысить до 900 л.с. Новую модификацию назвали М-63 и установили на И-16, так появился тип 24. Помимо силовой установки, он отличался от предшественников винтом изменяемого шага АВ-1, для которого был сделан увеличенный кок, измененной конструкцией шасси с улучшенной амортизацией и наличием механизма ручного запуска двигателя с помощью заводной рукоятки. Кроме того, на хвостовом костыле укрепили небольшое колесико, а за кабиной оборудовали отсек для радиостанции, хотя на большинстве машин она отсутствовала. Также появилась возможность установки фотокинопулемета на за- кабинном гаргроте и подвесных баков под крылом.
Тип 24 строился в 1939-1941 годах и активно применялся в Великой Отечественной войне. Всего выпущено 934 штуки.
Эта малотиражная модификация представляла собой И-16 тип 18 с мотором М-62 и пушечным вооружением, аналогичным типу 17. Выпускалась в 1939 году, построено 59 экземпляров.
Пушечная версия типа 24, строилась в 1939-1940 годах в количестве 293 экземпляров. Применялась в качестве истребителя и легкого штурмовика в начале Великой Отечественной войны.
Последняя крупносерийная модификация И-16, которая производилась на 21 -м заводе с середины 1940 года. На самолете отсутствовали крыльевые пулеметы ШКАС, зато в нижней части капота под двигателем был установлен крупнокалиберный синхронный пулемет БС. Из-за этого воздухозаборник маслорадиатора был перенесен на правую сторону лобовой панели капота. Истребители 29-го типа оборудовались радиостанциями РСИ, а также подкрыльевыми узлами крепления для дополнительных сбрасываемых бензобаков и шести пусковых установок реактивных снарядов РС-82. Полотняная обшивка крыла и элеронов в местах установки PC заменена дюралем.
Всего было выпущено 650 И-16 тип 29, из них последние 80 штук - в начале 1941 года. Без внешних подвесок этот самолет обладал наивысшими летными данными из всех модификаций И-16, однако его стрелковое вооружение было довольно слабым, особенно против бомбардировщиков. Тем не менее тип 29 активно применялся на советско-германском фронте вплоть до 1943 года.
Двухместная учебно-тренировочная модификация И-16, сделанная на базе И-16 тип 5. Курсант размещался в передней кабине, инструктор - в задней, там же находилась рукоятка выпуска-уборки шасси. Вооружение отсутствовало. Самолет был запущен в серию в 1937 году и строился крупными партиями, причем пик серийного выпуска пришелся на 1940 и 1941 годы, когда производство боевых модификаций уже сворачивалось. Очевидно, это было связано с большим количественным ростом советских ВВС в предвоенный период и необходимостью резкого увеличения парка учебных машин для подготовки летных кадров. С целью упрощения и удешевления производства часть самолетов выпускалась с неубираемым шасси. На некоторых таких машинах инструктор размещался спереди, а задняя кабина закрывалась непрозрачным колпаком для отработки «слепых» полетов.
Всего построено 3189 УТИ-4.
использовали как штурмовик против наземных целей. Впервые в этом качестве он был применен на Халхин-Голе в июле 1939 года. Пушки ШВАК оказались весьма эффективными против автомашин, броневиков и легких танков. В дальнейшем И-16 П участвовали в войне с Финляндией и в начальном этапе Великой Отечественной войны.
Модификация выпускалась только в 1939 году, всего построено 314 самолетов.
Пушечный И-16 тип 17 во время испытаний на лыжном шасси. |
И-16 тип 18
Появление в 1937 году мотора М-62 (дальнейшее развитие М-25 с увеличенной мощностью и высотностью) повлекло за собой создание истребителя И-16 тип 18, оснащенного этим мотором. Поскольку форма и габариты нового двигателя не отличались от предыдущего, внешне тип 18 был почти идентичен типу 10. Единственные отличия - появление небольшого воздухозаборника скоростного напора карбюратора наверху лобовой панели капота и выемок под убирающиеся лыжи в нижних боковых панелях капота в месте сопряжения фюзеляжа с крылом. Не менее важным, хотя и незаметным снаружи нововведением стала установка на бензобаке резинового протектора, предохранявшего от вытекания топлива при пулевых прострелах. Тип 18 был запущен в серию летом 1939-го, но выпускался недолго, так как в том же году его сменила следующая модификация — тип 24. Построено 177 экземпляров.
И-16 тип 24
За счет увеличения степени сжатия мощность мотора М-62 удалось повысить до 900 л.с. Новую модификацию назвали М-63 и установили на И-16, так появился тип 24. Помимо силовой установки, он отличался от предшественников винтом изменяемого шага АВ-1, для которого был сделан увеличенный кок, измененной конструкцией шасси с улучшенной амортизацией и наличием механизма ручного запуска двигателя с помощью заводной рукоятки. Кроме того, на хвостовом костыле укрепили небольшое колесико, а за кабиной оборудовали отсек для радиостанции, хотя на большинстве машин она отсутствовала. Также появилась возможность установки фотокинопулемета на за- кабинном гаргроте и подвесных баков под крылом.
Тип 24 строился в 1939-1941 годах и активно применялся в Великой Отечественной войне. Всего выпущено 934 штуки.
И-16 тип 24 на Ленинградском фронте, 1943 год. В кабине летчик - лейтенант Кричевский. Щитки шасси сняты, под крылом укреплена пусковая установка с реактивным снарядом РС-82. |
И-16 тип 27
Эта малотиражная модификация представляла собой И-16 тип 18 с мотором М-62 и пушечным вооружением, аналогичным типу 17. Выпускалась в 1939 году, построено 59 экземпляров.
И-16 тип 28
Пушечная версия типа 24, строилась в 1939-1940 годах в количестве 293 экземпляров. Применялась в качестве истребителя и легкого штурмовика в начале Великой Отечественной войны.
И-16 тип 28 в импровизированном двухцветном камуфляже, лето 1941 года. |
И-16 тип 29
Последняя крупносерийная модификация И-16, которая производилась на 21 -м заводе с середины 1940 года. На самолете отсутствовали крыльевые пулеметы ШКАС, зато в нижней части капота под двигателем был установлен крупнокалиберный синхронный пулемет БС. Из-за этого воздухозаборник маслорадиатора был перенесен на правую сторону лобовой панели капота. Истребители 29-го типа оборудовались радиостанциями РСИ, а также подкрыльевыми узлами крепления для дополнительных сбрасываемых бензобаков и шести пусковых установок реактивных снарядов РС-82. Полотняная обшивка крыла и элеронов в местах установки PC заменена дюралем.
Всего было выпущено 650 И-16 тип 29, из них последние 80 штук - в начале 1941 года. Без внешних подвесок этот самолет обладал наивысшими летными данными из всех модификаций И-16, однако его стрелковое вооружение было довольно слабым, особенно против бомбардировщиков. Тем не менее тип 29 активно применялся на советско-германском фронте вплоть до 1943 года.
УТИ-4 (И-16 тип 15)
Двухместная учебно-тренировочная модификация И-16, сделанная на базе И-16 тип 5. Курсант размещался в передней кабине, инструктор - в задней, там же находилась рукоятка выпуска-уборки шасси. Вооружение отсутствовало. Самолет был запущен в серию в 1937 году и строился крупными партиями, причем пик серийного выпуска пришелся на 1940 и 1941 годы, когда производство боевых модификаций уже сворачивалось. Очевидно, это было связано с большим количественным ростом советских ВВС в предвоенный период и необходимостью резкого увеличения парка учебных машин для подготовки летных кадров. С целью упрощения и удешевления производства часть самолетов выпускалась с неубираемым шасси. На некоторых таких машинах инструктор размещался спереди, а задняя кабина закрывалась непрозрачным колпаком для отработки «слепых» полетов.
Всего построено 3189 УТИ-4.
Двухместный учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. Ленточки на крыле прикреплены для аэродинамических испытаний. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий