в Google+ Мы в Google+ Модификации И-16 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

06.04.2013

Модификации И-16

Третий серийный экземпляр И 16
Третий серийный экземпляр И-16 тип 4 во дворе московского авиазавода №39.

И-16 тип 4


Первая «вынужденная» модифика­ция, появление которой было обуслов­лено нехваткой на раннем этапе серий­ного выпуска двигателей М-25, из-за чего самолеты оснащались гораздо ме­нее мощными моторами М-22 и обла­дали относительно невысокими летными данными. Двигатель покрыт гладким ци­линдрическим капотом, открытым спе­реди. Выхлоп осуществлялся под капот. Винт постоянного шага без кока. Воору­жение составляли два скорострельных пулемета ШКАС, размещенных в цен­троплане и стрелявших вне диска вра­щения винта. Боекомплект по 900 па­тронов на ствол. Кабина закрыта узким клиновидным фонарем, сдвигающимся вперед, сквозь который проходил теле­скопический прицел ОП-1. Самолет вы­пускался в 1935 году. Всего построено около 400 экземпляров, которые не при­менялись в боевых действиях и к концу 1930 годов были переведены из строе­вых частей в летные школы.

И-16 тип 5


Самолет с мотором М-25 А, обладав­шим повышенной мощностью и высот­ностью. Внешне отличался от предше­ственника наличием кока - обтекателя втулки винта и измененным капотом.

За счет того, что выхлопные патрубки были выведены наружу сквозь выем­ки в крышках капота, зазор между капо­том и фюзеляжем удалось значительно уменьшить. Это положительно сказалось на аэродинамике. Капот дополнила пе­редняя панель с радиальными трапе­циевидными прорезями для охлажде­ния мотора. Поток воздуха, проходящего сквозь них, можно было регулировать сдвижными шторками.

Выпускался с середины 1935 года до на­чала 1939-го и стал самой массовой вер­сией И-16. Всего построено около 3500 та­ких машин. Они принимали участие во всех вооруженных конфликтах второй полови­ны 1930-х годов, к которым имел отноше­ние Советский Союз. Их боевой дебют со­стоялся в ноябре 1936 в небе Испании, с 1937 года «пятерки» отражали налеты японских бомбардировщиков на города Китая, весной 1939-го они вступили в бой с японцами над рекой Халхин-Гол, а затем «отметились» в скоротечном польском по­ходе и тяжелой «зимней войне» с Финлян­дией за Карельский перешеек. К июню 1941 года эти уже устарев­шие и порядком изношенные истребите­ли еще оставались на вооружении мно­гих авиаполков советских ВВС.
И 16
И-16 тип 5 перед взлетом с полевого аэродрома.

И-16 тип 10


Бои в Испании и Китае показали, что двух пулеметов «пятерки» недостаточ­но, чтобы успешно бороться с крупными, хорошо защищенными двухмоторными и трехмоторными бомбардировщиками. Поэтому в 1938 году была создана мо­дификация с усиленным вооружением. Два дополнительных синхронных пуле­мета LUKAC с боекомплектом по 650 па­тронов на ствол установили в фюзеляже над двигателем под выступающими обте­кателями.

Другим воплощением боевого опы­та стала установка бронеспинки сиденья, защищавшей летчика от пуль винтовоч­ного калибра и крупнокалиберных пуль на излете.

Кроме того, многие пилоты жалова­лись, что узкий и тесный фонарь кабины сильно ограничивал обзор и сковывал движения, из-за чего в полете его обыч­но не закрывали. Поэтому на 10-й мо­дификации решили отказаться от сдвиж­ного фонаря, заменив его небольшим неподвижным козырьком перед каби­ной. Одновременно телескопический прицел ОП-1 заменили на коллиматорный ПАК-1, гораздо более удобный в применении.

Не менее серьезным изменениям, чем вооружение и кабина, подвергся пла­нер и силовая установка машины. Кры­ло сделали значительно более прочным путем уменьшения шага нервюр и уве­личения площади дюралевой обшивки. Механизм синхронного опускания элеро­нов убрали, а под фюзеляжем и центро­планом установили отклоняемые щит­ки, позволявшие снизить посадочную скорость. Наконец, мотор М-25 А мощностью 730 л.с. заменили на 750-силь­ный М-25 В и поставили новый маслорадиатор, а для его охлаждения в нижней части лобовой панели капота сделали небольшой воздухозаборник.

Изменения привели к значительному увеличению массы и некоторому ухуд­шению аэродинамики. Поэтому, несмо­тря на рост мощности двигателя, летные данные машины практически не улучши­лись, однако ее боевой потенциал замет­но возрос.

Некоторое время тип 10 выпускал­ся параллельно с «пятеркой», но к весне 1939 года полностью заменил ее на сбороч­ном конвейере горьковского авиазавода. Всего построено 934 машины этой моди­фикации. Они участвовали в тех же войнах, и вооруженных конфликтах, что и тип 5.
И-16 тип 10
И-16 тип 10 из 70-го истребительного авиаполка во время боев на Халхин-Голе, июль 19З9 года.

И-16 тип 17 (И-16П, ИП-16)


Вариант И-16 тип 10 с еще более мощ­ным вооружением. Крыльевые пулеметы ШКАС заменены автоматическими пушка­ми ШВАК калибра 20-мм с боекомплек­том по 150 снарядов на пушку, который частично размещался в фюзеляже. Фюзе­ляжные синхропулеметы остались. Уста­новка пушек привела к увеличению массы машины почти на 100 кг и соответствую­щему снижению летных данных. Поэто­му, хотя тип 17 сохранил возможность ве­дения воздушных боев, его в основном

использовали как штурмовик против на­земных целей. Впервые в этом качестве он был применен на Халхин-Голе в июле 1939 года. Пушки ШВАК оказались весь­ма эффективными против автомашин, броневиков и легких танков. В дальней­шем И-16 П участвовали в войне с Фин­ляндией и в начальном этапе Великой Отечественной войны.

Модификация выпускалась только в 1939 году, всего построено 314 самолетов.
Пушечный И-16
Пушечный И-16 тип 17 во время испытаний на лыжном шасси.

И-16 тип 18


Появление в 1937 году мотора М-62 (дальнейшее развитие М-25 с увели­ченной мощностью и высотностью) по­влекло за собой создание истребителя И-16 тип 18, оснащенного этим мото­ром. Поскольку форма и габариты нового двигателя не отличались от предыдуще­го, внешне тип 18 был почти идентичен типу 10. Единственные отличия - появ­ление небольшого воздухозаборни­ка скоростного напора карбюратора на­верху лобовой панели капота и выемок под убирающиеся лыжи в нижних боко­вых панелях капота в месте сопряжения фюзеляжа с крылом. Не менее важным, хотя и незаметным снаружи нововведе­нием стала установка на бензобаке ре­зинового протектора, предохранявшего от вытекания топлива при пулевых про­стрелах. Тип 18 был запущен в серию ле­том 1939-го, но выпускался недолго, так как в том же году его сменила следую­щая модификация — тип 24. Построено 177 экземпляров.

И-16 тип 24


За счет увеличения степени сжатия мощ­ность мотора М-62 удалось повысить до 900 л.с. Новую модификацию назва­ли М-63 и установили на И-16, так поя­вился тип 24. Помимо силовой установки, он отличался от предшественников вин­том изменяемого шага АВ-1, для которого был сделан увеличенный кок, измененной конструкцией шасси с улучшенной амор­тизацией и наличием механизма ручно­го запуска двигателя с помощью заводной рукоятки. Кроме того, на хвостовом косты­ле укрепили небольшое колесико, а за ка­биной оборудовали отсек для радио­станции, хотя на большинстве машин она отсутствовала. Также появилась возмож­ность установки фотокинопулемета на за- кабинном гаргроте и подвесных баков под крылом.

Тип 24 строился в 1939-1941 го­дах и активно применялся в Великой Отечественной войне. Всего выпущено 934 штуки.
И 16 тип 24
И-16 тип 24 на Ленинградском фронте, 1943 год. В кабине летчик - лейтенант Кричевский. Щитки шасси сняты, под крылом укреплена пусковая установка с реактивным снарядом РС-82.

И-16 тип 27


Эта малотиражная модификация пред­ставляла собой И-16 тип 18 с мотором М-62 и пушечным вооружением, анало­гичным типу 17. Выпускалась в 1939 году, построено 59 экземпляров.

И-16 тип 28


Пушечная версия типа 24, строилась в 1939-1940 годах в количестве 293 эк­земпляров. Применялась в качестве истре­бителя и легкого штурмовика в начале Ве­ликой Отечественной войны.
И 16 тип 28
И-16 тип 28 в импровизированном двухцветном камуфляже, лето 1941 года.

И-16 тип 29


Последняя крупносерийная модифика­ция И-16, которая производилась на 21 -м заводе с середины 1940 года. На само­лете отсутствовали крыльевые пулеме­ты ШКАС, зато в нижней части капота под двигателем был установлен круп­нокалиберный синхронный пулемет БС. Из-за этого воздухозаборник маслорадиатора был перенесен на правую сторо­ну лобовой панели капота. Истребители 29-го типа оборудовались радиостанци­ями РСИ, а также подкрыльевыми узла­ми крепления для дополнительных сбра­сываемых бензобаков и шести пусковых установок реактивных снарядов РС-82. Полотняная обшивка крыла и элеронов в местах установки PC заменена дюралем.

Всего было выпущено 650 И-16 тип 29, из них последние 80 штук - в нача­ле 1941 года. Без внешних подве­сок этот самолет обладал наивысшими летными данными из всех модифика­ций И-16, однако его стрелковое во­оружение было довольно слабым, осо­бенно против бомбардировщиков. Тем не менее тип 29 активно применялся на советско-германском фронте вплоть до 1943 года.

УТИ-4 (И-16 тип 15)


Двухместная учебно-тренировочная мо­дификация И-16, сделанная на базе И-16 тип 5. Курсант размещался в пе­редней кабине, инструктор - в задней, там же находилась рукоятка выпуска-уборки шасси. Вооружение отсутствовало. Са­молет был запущен в серию в 1937 году и строился крупными партиями, при­чем пик серийного выпуска пришелся на 1940 и 1941 годы, когда производство боевых модификаций уже сворачивалось. Очевидно, это было связано с большим количественным ростом советских ВВС в предвоенный период и необходимостью резкого увеличения парка учебных машин для подготовки летных кадров. С целью упрощения и удешевления производства часть самолетов выпускалась с неубираемым шасси. На некоторых таких машинах инструктор размещался спереди, а задняя кабина закрывалась непрозрачным колпа­ком для отработки «слепых» полетов.

Всего построено 3189 УТИ-4.
УТИ 4
Двухместный учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. Ленточки на крыле прикреплены для аэродинамических испытаний.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск