Командир 68-го истребительного авиаполка майор П. М. Петров, погибший в ноябре 1941 года, возле своего И-16. До своей гибели он сбил лично и в группе 10 вражеских самолетов |
И это не удивительно, ведь его легко узнаваемый «лобастый» силуэт был растиражирован на многочисленных плакатах, открытках, страницах газет и журнальных обложках. А после выхода в широкий прокат в 1939 году фильма «Истребители», в котором И-16 «сыграл» одну из главных ролей, о нем узнала вся страна. Всего за год этот фильм посмотрело более 27 млн человек.
Громкая слава И-16 была вполне заслуженна. Впервые он заявил о себе в Испании, где появление этих машин под управлением советских пилотов сразу положило конец господству в воздухе фашистской авиации. Самолет продемонстрировал превосходство в скорости и вертикальном маневре над итальянскими истребителями-бипланами CR-32 и немецкими Не 51.
Пока наши добровольцы сражались на И -16
одна из «красных пятерок» И-16 в полете. |
Еще более массовые и ожесточенные воздушные битвы развернулись весной и летом 1939 года в районе реки Халхин- Гол, где японцы вторглись в Монголию. Советские войска и авиация, верные союзническому долгу, выступили на стороне монгольской армии. Здесь японцы применили новый истребитель Ки-27 с улучшенной аэродинамикой, высотным мотором и очень хорошей для самолета монопланной схемы горизонтальной маневренностью. Он оказался весьма серьезным противником, однако и с ним И-16 сражался на равных, в конечном итоге одержав победу в воздушной войне.
Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант П.Д. Цоколаев в кабине И-16 с гвардейским знаком на борту фюзеляжа. За годы войны Цоколаев одержал 26 воздушных побед |
Между тем Халхин-Гол и финальные бои в Испании, в которых приняли участие новейшие немецкие истребители Bf 109, показали, что время побед И-16 близится к завершению. Появившиеся за рубежом скоростные боевые машины с мощными моторами и сильным вооружением лишили стареющего «ишачка» его преимуществ. Однако подготовленный ему на замену И-180 оказался неудачным, а перспективным истребителям нового поколения - Як, МиГ и ЛаГГ - предстоял долгий путь разработки, испытаний и внедрения в серийное производство. Поэтому И-16 продолжал выпускаться и поступать в строевые части еще более года. К началу Великой Отечественной войны И-16 тип 10, 24 и 29 оставались самыми массовыми истребителями в советских ВВС. В западных военных округах их насчитывалось более 40% от общего числа самолетов этого класса. И хотя они почти по всем параметрам уступали Bf 109Е, а особенно Bf 109F, наши летчики самоотверженно вступали в схватки с врагом и наносили ему урон, зачастую ценой собственной жизни. Большинство И-16 погибли в тяжелых неравных боях лета и осени 1941 -го, но отдельным машинам повезло дожить до 1943-го и даже до 1944 года, когда они были списаны по физическому и моральному износу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий