в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация И-16 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

06.04.2013

Эксплуатация И-16

 П. М. Петров возле И-16
Командир 68-го истребительного авиаполка майор П. М. Петров, погибший в ноябре 1941 года, возле своего И-16. До своей гибели он сбил лично и в группе 10 вражеских самолетов
И-16, прозванный в народе «ястреб­ком», а среди пилотов - «ишачком», был, пожалуй, самым известным со­ветским боевым самолетом 1930-х годов.

И это не удивительно, ведь его легко узнава­емый «лобастый» силуэт был растиражиро­ван на многочисленных плакатах, открытках, страницах газет и журнальных облож­ках. А после выхода в широкий прокат в 1939 году фильма «Истребители», в кото­ром И-16 «сыграл» одну из главных ролей, о нем узнала вся страна. Всего за год этот фильм посмотрело более 27 млн человек.

Громкая слава И-16 была вполне заслу­женна. Впервые он заявил о себе в Испа­нии, где появление этих машин под управ­лением советских пилотов сразу положило конец господству в воздухе фашистской авиации. Самолет продемонстрировал превосходство в скорости и вертикальном маневре над итальянскими истребителя­ми-бипланами CR-32 и немецкими Не 51.

Пока наши добровольцы сража­лись на И -16
И 16 в полете.
одна из «красных пятерок» И-16 в полете.
над Мадридом, Теруэлем и Барселоной, их товарищи и однопол­чане на этих же машинах вступили в бой с японской авиацией в небе Китая. Япон­цы воевали на морских истребителях-монопланах А5 М. Эти машины были маневреннее, чем И-16, обладали равным с ним вооружением, но уступали в скорости и боевой живучести. В жарких воздушных сражениях над Нанкином и Уханем обе стороны несли потери, но советским и ки­тайским летчикам, как правило, удавалось отражать налеты «воздушных самураев».

Еще более массовые и ожесточенные воздушные битвы развернулись весной и летом 1939 года в районе реки Халхин- Гол, где японцы вторглись в Монголию. Советские войска и авиация, верные со­юзническому долгу, выступили на стороне монгольской армии. Здесь японцы приме­нили новый истребитель Ки-27 с улучшен­ной аэродинамикой, высотным мотором и очень хорошей для самолета монопланной схемы горизонтальной маневренно­стью. Он оказался весьма серьезным про­тивником, однако и с ним И-16 сражался на равных, в конечном итоге одержав по­беду в воздушной войне.

И 16
Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант П.Д. Цоколаев в кабине И-16 с гвардейским знаком на борту фюзеляжа. За годы войны Цоколаев одержал 26 воздушных побед

Между тем Халхин-Гол и финальные бои в Испании, в которых приняли участие новейшие немецкие истребители Bf 109, показали, что время побед И-16 близится к завершению. Появившиеся за рубежом скоростные боевые машины с мощными моторами и сильным вооружением лиши­ли стареющего «ишачка» его преимуществ. Однако подготовленный ему на замену И-180 оказался неудачным, а перспектив­ным истребителям нового поколения - Як, МиГ и ЛаГГ - предстоял долгий путь раз­работки, испытаний и внедрения в серий­ное производство. Поэтому И-16 продол­жал выпускаться и поступать в строевые части еще более года. К началу Великой Отечественной вой­ны И-16 тип 10, 24 и 29 оставались са­мыми массовыми истребителями в со­ветских ВВС. В западных военных округах их насчитывалось более 40% от обще­го числа самолетов этого класса. И хотя они почти по всем параметрам уступа­ли Bf 109Е, а особенно Bf 109F, наши лет­чики самоотверженно вступали в схватки с врагом и наносили ему урон, зачастую ценой собственной жизни. Большинство И-16 погибли в тяжелых неравных боях лета и осени 1941 -го, но отдельным ма­шинам повезло дожить до 1943-го и даже до 1944 года, когда они были списаны по физическому и моральному износу.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск