Представителем первого типа был знаменитый И-16, прославившийся в небе Испании, Китая и Монголии. Второй тип представлял биплан И-15, а затем - его «наследник» И-15бис. Все три самолета были разработаны знаменитым авиаконструктором Н.Н. Поликарповым, прозванным «королем истребителей». В 1937 году, сразу после принятия на вооружение И-15бис, Поликарпов занялся его усовершенствованием в соответствии с новейшими тенденциями мирового авиастроения. Главной новинкой, которую он решил применить, стало убирающееся шасси.
Кроме того, вместо обычного прямого верхнего крыла И-15бис, установленного на стойках, самолет получил крыло, непосредственно соединенное с фюзеляжем за счет отогнутых вниз корневых частей центроплана. При виде спереди такое крыло напоминает чайку в полете. Оно легче обычного, благодаря отсутствию стоек, создает меньшее аэродинамическое сопротивление и значительно улучшает обзор вверх ценой некоторого ухудшения переднего обзора по горизонтали.
Надо заметить, что впервые Поликарпов применил «крыло чайки» еще на И-15, но тогда консервативно настроенные военные не оценили его преимуществ, потребовав вернуться к привычной схеме. Однако опыт воздушных боев в Испании, где И-15 проявил себя наилучшим образом, доказал правоту авиаконструктора.
В числе других улучшений - новое вооружение, состоявшее из четырех высокоскорострельных пулеметов ШKAC, более аэродинамичный капот и усовершенствованная система выхлопа с индивидуальными выхлопными патрубками цилиндров.
9 декабря 1937 года проект был одобрен. Первоначально новая машина считалась модификацией И-15бис, но объем изменений в конструкции оказался столь значительным, что ей присвоили новый индекс - И-153. Среди летчиков самолет сразу получил прозвище «Чайка», причем оно иногда встречается и в официальных документах.
Второй прототип, весна 1939 года. Самолет целиком окрашен в светло-серый цвет с красным тактическим номером «5». |
Серийное производство началось в 1939 году. Сначала оно велось параллельно с И-15бис, но постепенно выпуск И-153 нарастал, а «биса» - снижался.
В четвертом квартале «Чайка» окончательно сменила предшественника на сборочном конвейере. В начале 1940-го завод № 1 выпускал только ее, однако к концу года производство перепрофилировали под самолеты нового поколения - истребители МиГ-3 и бомбардировщики ББ-22. Последние экземпляры И-153 собрали из прошлогоднего задела в январе 1941-го. Всего же за два года серийного производства было выпущено 3437 «Чаек».
Комментариев нет:
Отправить комментарий