У истоков создания барражирующего перехватчика стоял маршал авиации Е.Я. Савицкий, долгое время возглавлявший авиацию ПВО страны. Авиации ПВО требовался перехватчик с большой продолжительностью полета, «летающий ЗРК», способный прикрыть воздушные рубежи Родины там, где не было сплошного радиолокационного поля и наземных ЗРК. В 1960-е годы наиболее вероятным направлением, с которого ожидался удар стратегической авиации США, стало арктическое, где система ПВО была откровенно слабой.
Первая попытка разработки перехватчика с большой продолжительностью полета успехом не увенчалась. Доводка Ла-250 сильно затянулась, к тому же КБ С.А. Лавочкина сосредоточилось на выполнении более важной задачи - создании межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
Маршал Савицкий начал консультации с туполевской фирмой (ОКБ-156) на предмет разработки дальнего перехватчика, не дожидаясь завершения испытаний Ла-250.
Злые языки утверждали: «чего бы Туполев ни строил, у него все равно получался бомбардировщик». Зерно истины в данном тезисе присутствует. Прообразом Ту-128 стал первый туполевский сверхзвуковой бомбардировщик «98», который выполнил первый полет в 1956 году, но в 1958 году программу постановлением СМ СССР закрыли.
Ту-128 из коллекции музея Центра боевого применения и переучивания летного состава ИА ПВО, авиабаза Саваслейка. |
Туполевцы отвечали не только за самолет, но и за весь комплекс перехвата, в который, помимо носителя, входили и бортовая РЛС с невиданными ранее в нашей стране характеристиками, и УР воздух - воздух. РЛС «Смерч» проектировал ОКБ Главного конструктора Ф.Ф. Волкова; ракеты создавались в ОКБ М.Р. Бисновата. РЛС отрабатывалась на летающих лабораториях «98ЛЛ» и Ту-104ЛЛ, сТу-104ЛЛ также выполнялись испытательные пуски ракет К-80 (Р-4).
С 1962 года совместные Государственные испытания комплекса перехвата проводились летчиками-испытателями ГК НИИ ВВС в Ахтубинске, в числе других летчиков в них принимал участие будущий космонавт дважды Герой Советского Союза ГТ. Береговой. Комплекс перехвата Ту-128С-4 (самолет Ту-128 и ракеты Р-4) принят на вооружение в июне 1965 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий