в Google+ Мы в Google+ Модификации Як-3 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

02.05.2013

Модификации Як-3

Як 3 ВК-105 ПФ 2
Один из первых серийных экземпляров Як-3ВК-105ПФ2 на заводском дворе. 

Як-3ВК-105ПФ2


Основная серийная модификация со сме­шанным пулеметно-пушечным вооруже­нием, описанным в предыдущем разделе. Выпускалась до августа 1945 года.

Як-3П («пушечный»)


Вариант с усиленным вооружением, состояв шим из мотор-пушки Б-20М калибра 20 мм и двух синхронных пушек Б-20С того же калибра, установленных на месте син­хронных пулеметов. Боекомплект мотор- пушки составлял 120 снарядов, а синхрон­ных - по 130 снарядов. В марте - апреле

1945 года самолет успешно выдержал госу­дарственные испытания. Его запустили в се­рию буквально за несколько дней до окон­чания войны, поэтому на фронт он уже не попал. С августа 1945-го и до окончания серийного выпуска все Як-3 делали только по стандарту Як-ЗП. Всего построено 596 эк­земпляров, последние из них прослужили до 1950 года.

Як-3ПД


Попытка создать на базе Як-3 высот­ный перехватчик, оснащенный мотором ВК-105ПВ или ВК-105ПД с двухступен­чатым нагнетателем Э-100 и системой впрыска водно-спиртовой смеси. Само­лет также отличался увеличенным разма­хом крыла и винтом увеличенного диа­метра. Прототип с ВК-105ПВ проходил испытания в сентябре - октябре 1944-го, а два прототипа с ВК-105ПД испытыва­лись с февраля по июль 1945 года. Пер­вый из них имел вооружение обычно­го серийного Як-3, а со второго убрали синхронные пулеметы, но установили 23-миллиметровую мотор-пушку НС-23 с боекомплектом в 60 снарядов. Для об­легчения машины объем бензобаков уменьшили до 270 л.

Второй прототип с ВК-105ПД достиг вы­соты 13 300 м и скорости 710 км/ч на вы­соте 11 000 м. Результаты впечатляли, но картину портила ненадежная работа двигателя и нагнетателя. К тому же, воору­жение, состоявшее из единственной пуш­ки, признали слишком слабым, запас го­рючего - недостаточным, а условия работы летчика в негерметичной кабине на вы­сотах более 10 км - чересчур тяжелыми.

В итоге Як-3ПД не пошел в серию, но экс­перименты с прототипами продолжались до весны 1947 года.
Як 3 ПД
Як-3ПД внешне отличался от обычных экземпляров Як-3 с моторами ВК-105ПФ2 отдельным воздухозаборником нагнетателя, размещенным под фюзеляжем в районе передней кромки крыла, между воздухозаборниками маслорадиатора.

Як-3Т («танковый»)


Вариант Як-3П с еще более мощным воору­жением. Вместо мотор-пушки Б-20М на него установили пушку Н-37 калибра 37 мм с укороченным стволом. Ее боекомплект со­ставлял всего 25 снарядов, что являлось се­рьезным недостатком, позволяя сделать лишь несколько коротких очередей. Для со­хранения центровки кабину пилота сдвину­ли на 40 см назад, а для компенсации воз­росшей массы вооружения пришлось снять бронеспинку сиденья и бронезаголовник. Тем не менее машина потяжелела почти на 100 кг, а летные данные ухудшились.

Самолет проходил испытания с февра­ля по апрель 1945 года и был возвращен на завод для устранения выявленных де­фектов. Его снова представили на испыта­ния в конце мая, то есть уже после окон­чания войны. Повторный испытательный цикл показал, что машина требует даль­нейших доработок, но к тому времени ин­терес к ней со стороны военных резко ос­лаб, поэтому вскоре программу закрыли.
Як ЗТ на испытаниях
Як-ЗТ на испытаниях в НИИ ВВС. Хорошо виден далеко выступающий из кока винта ствол 37-мм пушки Н-37 с дульным тормозом.

Як-3РД


Экспериментальный истребитель с комбинированной силовой установкой. Кроме поршневого двигате­ля ВК-105ПФ2 на нем установили жид­костный ракетный двигатель (ЖРД) РД-1 конструкции В. П. Глушко, что повлек­ло за собой радикальную переделку хво­стовой части фюзеляжа и оперения. Баки с топливом и окислителем для ЖРД уста­новили в крыле.

Як-3РД был построен в декабре 1944 года и испытывался до 16 августа 1945-го. В тот день произошла катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель Вик­тор Расторгуев. Причину катастрофы уста­новить не удалось. Это поставило крест на программе Як-3РД, тем более что в свя­зи с появлением турбореактивных двига­телей комбинированные силовые агрегаты были признаны бесперспективными.
Як З РД
Як-ЗРД поначалу проходил летные испытания без ракетного двигателя, а его сопло было закрыто остроконечным обтекателем. 
РД-1 в хвостовой части фюзеляжа Як З РД
Жидкостный ракетный двигатель РД-1 в хвостовой части фюзеляжа Як-ЗРД. Капот двигателя снят, что позволяет рассмотреть его довольно простую конструкцию, а также мотораму и трубопроводы для подачи топлива и окислителя.

Як-3ВК-107


Еще до начала серийного производства Як-3 с мотором ВК-105ПФ2 самолет ре­шили оснастить более мощным и высот­ным двигателем ВК-107. Первый прото­тип с этим мотором закончили в январе 1944 года. Кроме силовой установки он отличался от серийных машин усилен­ным шасси, сдвинутой назад для сохра­нения центровки кабиной, увеличен­ным объемом топлива и вооружением, состоявшим из двух синхронных пушек Б-20.

Летные испытания начались в апре­ле и затянулись до ноября. Новый ис­требитель продемонстрировал велико­лепные данные (в частности, скорость впервые превысила 700 км/ч), однако из-за крайне ненадежной работы мото­ра он не мог считаться полноценной бо­евой машиной. Государственных испыта­ний самолет не выдержал.

Тем не менее работа над проектом продолжалась параллельно с доводкой двигателя. К началу 1946 года были сде­ланы еще три прототипа, уже с метал­лическим крылом и трехпушечным во­оружением. В апреле их представили на госиспытания, которые снова закон­чились провалом. Из-за многочислен­ных дефектов самолет не рекомендо­вали к крупносерийному производству, но Яковлеву дали еще один шанс, санк­ционировав постройку малой серии для войсковых испытаний при условии устра­нения выявленных недостатков.

В соответствии с пожеланием военных серийные машины были цельнометал­лическими. Всего построили 48 экзем­пляров, после чего сборку прекратили, поскольку уже существовал и успеш­но прошел испытания также цельноме­таллический Як-9П, оснащенный тем же двигателем. Иметь на вооружении од­новременно два типа самолетов, очень схожих по конструкции и обладавших фактически равноценными характери­стиками, не имело смысла.
двигатель ВК 107
Раскапотированный двигатель ВК-107 установленный на опытном экземпляре истребителя Як-3. В отличие от мотора ВК-105ПФ2 у этой силовой установки было не шесть, а семь выхлопных патрубков по каждому борту. 
Як З ВК 107
Як-ЗВК-107 на аэродроме НИИ ВВС. Самолет вооружен двумя синхронными пушками Б-20, установленными над мотором.

Як-3ВК-108


Опытная модификация Як-3 с двига­телем ВК-108, обладавшим взлетной мощностью 1800 л. с. Вооружение ана­логично Як-3ПД - одна мотор-пушка НС-23. Самолет проходил испытания с октября 1944-го по март 1945 года. Благодаря высокой энерговооруженно­сти он обладал уникальными летными характеристиками. В частности, 21 де­кабря истребитель развил скорость 745 км/ч. Это был наивысший пока­затель, когда-либо достигнутый советским самолетом с поршневым мотором. Высоту 5000 м Як-3ВК-108 набирал за 3,5 минуты, что тоже являлось ре­кордным достижением.

К сожалению, и эту перспективную машину погубили дефекты двигателя, который так и не удалось довести до тре­буемой степени надежности. «Муче­ния» с ВК-108 продолжались до весны

1945 года, после чего работы прекра­тили в связи с переходом КБ Яковлева на реактивную тематику.
Як 3 ВК 108
Як-3ВК-108. Выхлопные патрубки у этой машины располагались не только по бортам фюзеляжа, но и сверху на капоте, перед кабиной. За ними укреплены продолговатые листы жаропрочной стали для предохранения обшивки от раскаленных выхлопных газов.

Як-3У


Экспериментальная машина со звездо­образным мотором воздушного охлаж­дения АШ-82ФН. Самолет был сделан в одном экземпляре весной 1945 года и получился, в общем, вполне удачным, но ввиду отсутствия явных преимуществ перед уже состоявшим на вооружении истребителем Ла-7 с тем же двигателем, серийно не строился. В дальнейшем на его базе ОКБ Яковлева разработа­ло учебно-тренировочный истребитель Як-11.
Як 3 из пилотажной авиагруппы
Як-3 из пилотажной авиагруппы в декоративной красно-белой окраске, послевоенный снимок. Над козырьком фонаря кабины укреплено зеркало заднего вида для облегчения координации действий летчиков в плотном строю.
Опытный экземпляр Як 3
Опытный экземпляр Як-3 с выхлопными патрубками, заключенными в кожух-обтекатель по образцу английского истребителя-бомбардировщика «Москито», который проходил испытания в СССР в 1944 году. На серийных машинах подобная конструкция не применялась.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск