Учебный По-2 в полете. Качалка и тяги управления в районе задней кабины закрыты кожухом. Очевидно, этот самолет использовался для сброса парашютистов. |
У-2 учебный
Основная серийная модификация со сдвоенным управлением, выпускавшаяся с 1929 по 1953 год. Инструктор размещался в передней кабине, а ученик - в задней. Кабины соединены между собой переговорной трубкой.
Всего построено примерно 12 тысяч экземпляров, часть из которых во время войны была переделана в боевые варианты. В 1944 году, после смерти Н.Н. Поликарпова, самолет в его честь переименовали в По-2. С начала 1930-х и до конца 1950-х годов У-2/По-2 был основным самолетом начального обучения советских ВВС и гражданской авиации. Благодаря ему получили «путевки в небо» более 200 тысяч пилотов и штурманов. Все советские летчики Великой Отечественной войны учились летать на этих машинах.
Один из первых серийных У-2 с характерным для аэроклубовских машин 1930-х годов буквенно-цифровым индексом. |
У-2АП («Аэроопылитель»)
Сельскохозяйственная модификация для распыления удобрений и борьбы с вредителями. Передняя кабина сдвинута вперед и размещена между стойками центроплана, а между ней и задней кабиной установлен бак на 250 л удобрений или ядохимикатов. Под фюзеляжем и нижним крылом укреплены форсунки-распылители. В некоторых случаях бак ставили прямо в задней кабине, вместо сиденья. Поскольку самолетам сельхозавиации приходилось садиться на рыхлый грунт вспаханных полей, их порой оснащали шасси повышенной проходимости со спаренными колесами.
У-2АП выпускались с 1930 до конца 1940-х годов. Построено около девяти тысяч экземпляров, которые более 30 лет применялись по всему СССР, а после войны - в Китае, Монголии и странах Восточной Европы. Именно эти аэропланы первыми получили прозвище «кукурузник», впоследствии распространившееся на все модификации У-2.
У-2АП, хорошо видна трубка с форсунками-распылителями под нижним крылом. |
Инструктор и курсант на У-2 общались между собой в полете с помощью переговорной трубки. |
У-2М («Морской»), он же МУ-2 и У-2П («Поплавковый»)
Гидросамолет на поплавковом шасси. Первый вариант морского варианта У-2, появившийся в 1930 году, имел один большой центральный поплавок под фюзеляжем и два маленьких поддерживающих поплавка под крыльями. Серийно эту машину не строили из-за невозможности ручного запуска двигателя на воде.
В 1940 году в связи с появлением мотора М-11Д, оснащенного пневмостартером, к идее гидроварианта У-2 вернулись. В своем втором «воплощении» машина имела уже два больших деревянных поплавка, симметрично установленных под фюзеляжем. При необходимости сохранялась возможность замены поплавкового шасси на колесное, что делало самолет универсальным. У-2М летал не хуже, чем У-2 с обычным шасси. Его рекомендовали к запуску в серию, но война вновь затормозила работы. Все же в 1944-1946 годах небольшая серия У-2М была построена и использовалась на сибирских реках.
У-2СП («Спецприменение»)
Трехместный самолет с кабиной летчика, сдвинутой вперед (по типу У-2АП), за которой были оборудованы две отдельные открытые пассажирские кабины. Самолет выпускался в 1934-1939 годах и применялся для курьерских и развозных полетов, а в войну - для связи с партизанами и заброски агентов в тыл противника. Построен 861 экземпляр.
У-2Л («Лимузин»)
Для привилегированных пассажиров (представителей власти, работников ОГПУ/НКВД, старших офицеров и т. д.) предназначались У-2Л, оснащенные более комфортабельной закрытой кабиной. В кабине размещались два человека, сидевшие лицом к лицу в мягких креслах с подлокотниками.
В 1930-е годы таких самолетов было построено порядка 60 штук, причем строились они по индивидуальным заказам и зачастую сильно отличались друг от друга формой и остеклением пассажирских кабин.
Во время войны штучный выпуск У-2Л был возобновлен в качестве штабных «генеральских» машин. После войны некоторые из них применялись для ближних пассажирских перевозок.
У-2Л с закрытой пассажирской кабиной, построенный на авиазаводе №23 для первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова. |
У-2С («Санитарный»), он же СС («Санитарный самолет») и С-1
В 1934 году появилась медицинская модификация У-2, предназначенная для срочной доставки в госпитали тяжелобольных и пострадавших при несчастных случаях. На ней за кабиной пилота размещалась закрытая кабина для врача, а далее в фюзеляже под откидной крышкой был оборудован отсек для больного на носилках. До 1937 года на 23-м ленинградском авиазаводе построили 99 таких самолетов с моторами М -11 А, которые успешно использовали в санитарной авиации.
Зимой У-2С, как и другие модификации У-2, меняли колеса на лыжи. Они могли взлетать и садиться на любой более-менее ровной заснеженной площадке размером с футбольное поле. |
С-2 (послевоенное обозначение По-2С)
В 1940 году в связи с началом советско-финской войны возникла необходимость в экстренной эвакуации с фронта большого количества раненых и обмороженных.
С-1 были немедленно мобилизованы, но их все равно остро не хватало, поэтому выпуск машины возобновили под обозначением С-2 и до конца года сделали еще 365 штук для нужд армии. От С-1 они отличались моторами М-11 Д мощностью 115 л.с., дополнительным бензобаком, встроенным в центроплан верхнего крыла, и увеличенным объемом медицинского отсека.
В 1942-1943 годах на авиазаводе № 494 собрали еще 293 С-2, в 1944 году - 695, а в 1945 - 427 экземпляров. Таким образом, суммарный выпуск санитарных модификаций У-2 составил 1879 штук.
Эти самолеты были очень востребованы на фронтах Великой Отечественной, поскольку, в отличие от тяжелых транспортников Ли-2 и ТБ-3, которым требовалась взлетная полоса длиной в несколько сот метров, они могли вывозить раненых с любого «пятачка» вблизи передовой.
После войны необходимость в столь большом количестве санитарных машин отпала, поэтому часть С-2 переоборудовали в пассажирские с кабинами на двух человек по типу У-2Л.
После войны многие «демобилизованные» С-2 использовались для пассажирских перевозок. На атом самолете, летавшем на Камчатке, гражданский код нанесен прямо поверх военной эмблемы — красной звезды. |
У-2ВС («Военный самолет» или «Войсковая серия»)
Вопреки распространенному мнению, что У-2 «надел военный мундир» только в начале Великой Отечественной, его первая боевая, точнее учебно-боевая версия появилась еще в 1933 году. Тогда 23-й завод по заказу военных и одновременно с другими модификациями начал делать У-2 с синхронным пулеметом ПВ-1, укрепленным на левом борту фюзеляжа, шкворневым пулеметом ДА в задней кабине и держателями для мелких бомб общей массой до 200 кг под нижним крылом. Эти машины предназначались для обучения боевых пилотов, штурманов-бомбардиров и воздушных стрелков. Всего за предвоенные годы были выпущены примерно 600 У-2ВС, а в 1941 году - еще 1009 штук.
У-2ЛНБ («Легкий ночной бомбардировщик»)
Весной 1942 года на казанском авиазаводе № 387 под руководством инженера Г И. Бакшаева была проведена работа по переоборудованию стандартного учебного У-2 в ночной бомбардировщик. Под нижним крылом укрепили шесть балочных бомбодержателей, а в задней кабине смонтировали шкворневую установку пулемета ШKAC. По сравнению с У-2ВС масса бомбовой нагрузки возросла на 100 кг. Так появилась, пожалуй, самая прославленная модификация «кукурузника».
Позже самолет оснастили авиагоризонтом для «слепых» полетов, увеличенным топливным баком, габаритными огнями, глу- шителем-пламегасителем и посадочной фарой. Некоторые машины вместо шкворневой установки получили более удобную для стрелка кольцевую пулеметную турель. В 1942 году заводами было сдано 2130 У-2ЛНБ, в 1943 - 2812, в 1944- 4382, а всего за годы войны - более 10 тысяч.
У-2ЛНБ с глушителем и бомбами (две фугасные и две осветительные) под нижним крылом |
Два варианта пулеметных установок военных модификаций У-2. Снизу— кольцевая поворотная турель с пулеметом ШКАС, сверху— более ранняя откидная шкворневая установка с пулеметом ДА. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий