А.Н. Туполев в своем рабочем кабинете, 1947 год. В дальнейшем его китель украсят еще две «Золотые Звезды» Героя труда. |
В 1906 году он окончил тверскую гимназию и через год сдал вступительные экзамены в Московском Императорском техническом училище (ныне - МВТУ имени Баумана). Там он вступил в воздухоплавательный кружок, которым руководил «отец русской авиации» профессор Н.Е. Жуковский. В 1910 году 22-летний Туполев построил свой первый планер и сам его испытал.
Однако дальнейшему обучению помешало то, что Туполев увлекся не только авиацией, но и революционными идеями. В 1911 году за участие в антиправительственных студенческих волнениях его исключили из училища и сослали под надзор полиции в имение родителей.
Молодой Андрей Туполев в 1922 году возле заготовок для его первого самолета АНТ-1. |
В 1918 году Туполев стал ближайшим помощником Жуковского в деле организации Центрального аэрогидродинамического института - первого российского авиационного НИИ, где впоследствии было создано и испытано множество летательных аппаратов различных типов.
Туполев организовал и возглавил в институте отдел опытного металлического самолетостроения. Когда весь мир строил самолеты из дерева и ткани, он одним из первых понял, что будущее авиации за «крылатым металлом» - алюминием. В 1923 году под руководством Туполева был спроектирован и построен первый советский аэроплан смешанной конструкции - АНТ-1, сделанный по прогрессивной схеме свободнонесущего моноплана. На следующий год за ним последовал первый советский цельнометаллический пассажирский самолет АНТ-2, а еще через год - первый в СССР военный цельнометаллический самолет-разведчик АНТ-3.
С тех пор аббревиатура АНТ (Андрей Николаевич Туполев) была связана со многими достижениями советской авиации, пока в 1942 году ее не сменила прославленная марка «Ту».
Но жизненный путь великого авиаконструктора не был гладким: в 1937 году Туполева арестовали по ложному обвинению и почти четыре года он провел в заключении.
А.Н. Туполев с героическим чкаловским экипажем, только что вернувшимся из рекордного перелета на остров Удд. Второй слева - Александр Беляков, третий - Валерий Чкалов, четвертый — Георгий Байдуков. |
А.Н. Туполев за свои разработки был трижды удостоен звания Героя социалистического труда. Одно лишь перечисление типов самолетов, созданных им и под его руководством за долгую и плодотворную жизнь, заняло бы весь объем данной статьи.
Туполев скончался 23 декабря 1972 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем назван авиационный научно-технический комплекс в Москве, казанский авиационный институт и остров в Карском море, над которым пролетел Валерий Чкалов, совершая на ту- полевском самолете АНТ-25 свой легендарный перелет через Северный полюс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий