Су-30КН в серебро-берой "омоновской" окраске |
Прототипы Су-27УБ
Первый T10У, предназначенный для статических испытаний, собран в Москве на ММЗ «Кулон». Летные прототипы Т10У-1, Т10У-2 и ТЮУ-З собирались в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на T10У-1 выполнил 7 марта 1985 года летчик-испытатель Н.Ф. Садовников.От одноместного Су-27 спарка отличается двухместной кабиной экипажа, более развитым гаргротом с тормозным щитком увеличенной площади, высота килей увеличена на 420 мм за счет вставки ниже рулей направления. В передней кабине установлена рама со шторкой для тренировок в полетах по приборам.
Серийные Су-27УБ
Серийное производство Су-27УБ было налажено в Иркутске на авиационном заводе им. 60-летия СССР (ныне ИАПО). Первый полет самолет иркутской сборки (T10У-4) выполнил 10 сентября 1986 года (экипаж: летчики-испытатели ГЕ. Буланов и Н.Н. Иванов). В ходе серийного производства самолет совершенствовался, в частности, была изменена форма центральной балки-«ласты», в которой разместили большее количество устройств для отстрела ложных целей.В ходе реформирования ВС PФ 611-й ПАП был расформирован, а его самолеты частично переданы в 790-й ИАП, ранее вооруженный исключительно перехватчиками МиГ-31. На снимке — Су-27УБ 790-го ИАП, авиабаза Хотилово, 2010 год |
Су-27УБК
Экспортный вариант Су-27УБ, отличается составом БРЭО. Пять новых Су-27УБК поставлены Вьетнаму и 1 2 машин - Китаю. Под обозначением Су-27УБК на экспорт также поставлялись Су-27УБ, ранее состоявшие на вооружении стран СНГСу-27УБМ
В 2001 году в Жуковском состоялся показ новых самолетов ОКБ им. П.О. Сухого. В числе прочих был представлен Су-27УБМ - модернизированный вариант Су-27УБ. Предполагалось модернизировать в «УБМ», главным образом с целью продления ресурса и обеспечения возможности применения высокоточного оружия класса «воздух - поверхность», большую часть Су-27УБ ВВС РФ - модернизация, вероятно, ограничилась тремя самолетами.Прототипы Су-30 (Су-27ПУ)
Разработка перехватчика Су-27ПУ (на основе Су-27УБ) с продолжительностью полета порядка 10 ч началась в ОКБ в середине 1 980-х годов. Для отработки системы дозаправки топливом в полете в 1987 году был доработан второй летный прототип спарки - Т10У-2. В 1 988 году систему дозаправки смонтировали на второй серийной спарке — T10У5, которая и стала первым прототипом перехватчика T1 ОПУ-5. В 1989 году начались испытания T1ОПУ-6 (доработанный T10—б). Модернизация Су-27УБ в Су-27ПУ выполнялась в Иркутске. Внешне Су-27ПУ отличается от Су-27УБ наличием убираемого топливоприемника и смещенным к правому борту обтекателя датчиков системы ОЭПС-27, изменен состав БРЭО, в кабине летчика-оператора установлен ТВ-индикатор тактической обстановки. В 1987-1988 годах экипаж в составе Н.Ф. Садовникова и И.В. Вотинцева выполнил на T1 ОУ-2 по одному беспосадочному перелету Москва-Комсомольск-на-Амуре -Москва, продолжительность второго перелета составила 15 ч 42 мин.Перехватчик Су-30 Липецкого авиацентра в полете. |
Серийный Су-30
Серийное производство перехватчиков Су-30 развернули в Иркутске. Серийные самолеты отличались от прототипов усиленными центропланом и шасси. Первый серийный Су-30 поднял в воздух экипаж в составе летчиков-испытателей ГВ. Буланова и В.Б. Максименкова 14 апреля 1992 года. Построено порядка десяти Су-30. Два доработанных самолета (первые серийные машины) использовались пилотажной группой ЛИИ им. М.М. Громова «Летчики-испытатели», самолеты окрасили в цвета флага России.Многоцелевые модификации Су-30
Руководство страны с 1985 года придерживалось исключительно оборонительной направленности в области разработки вооружения. Как позитивный фактор всячески подчеркивалась способность новейших истребителей МиГ-29 и Су-27 нести управляемое оружие только класса «воздух - воздух». Но развитие Су-27/МиГ-29 продолжилось благодаря «свободному рынку». Заказ на новые самолеты от отечественных ВВС уменьшился до нуля, а заказчики из третьих стран хотели получить многоцелевой авиационный комплекс.Многоцелевой истребитель Су-30МК авиасалон МАКС-2011 |
Су-30МК
На авиасалоне в Ле-Бурже в 1993 году впервые показали многоцелевой истребитель Су-30МК (б/н 321), который на самом деле являлся перекрашенным Су-27, уже побывавшим в Париже в 1989 году. «Су-ЗОМК» демонстрировался вместе с внушительным ассортиментом вооружения класса «воздух - поверхность» и контейнерами с аппаратурой целеуказания. Цель демонстрации - зондирование потенциального рынка сбыта.В демонстратор Су-30МК (б/н 603) был доработан первый серийный Су-30 пилотажной группы «Летчики-испытатели», в 1994 году машина демонстрировалась на авиасалонах в Чили и Берлине.
Проход парой Су-30МКИ и Миг-29ОВТ на авиасалоне МАКС-2009 |
Су-30КН (Су-30К)
В 1998 году начались летные испытания демонстратора многофункционального истребителя Су-30КН (исходное обозначение Су-30К, б/н 302). В ассортимент вооружения включены УР «воздух - воздух» РВВ-АЕ, высокоточные боеприпасы «воздух - поверхность», приборное оборудование обеих кабин выполнено с использованием ТВ-индикаторов.Переговоры о поставке Индии двухместных Су-27 начались в 1993 году. Совместная работа с индийским заказчиком привела к появлению истребителя Су-ЗОМКИ.
Индия подписала контракт на закупку 40 Су-30МКИ 30 ноября 1996 года, еще десять самолетов было заказано 18 декабря 1998-го. Разработка Су-30МКИ стала первым в истории авиации России опытом масштабной интеграции БРЭО западного производства.
Су-30МКИ (Су-30И)
В первый Су-30МКИ (Су-30И-1, Т10ПМК-1, б/н сначала 56, затем 01) на опытном производстве ОКБ переделан Су-30 (б/н 56), первый полет выполнил 1 июля 1997 года летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов. Самолет оснащен ПГО и ТРДДФ АЛ-31ФП сОВТ. В 1998 году в Т1ОПМК-6 (второй летный Су-30МКИ, б/н 06) доработали Т10ПУ-6. Т10ПМК-1 разбился 12 июня 1999 года в Ле-Бурже, экипаж благополучно катапультировался. Третий летный Су-30МКИ (б/н 05) получил штатный комплект БРЭО.Посадку парой выполняют Су-47 «Беркут» и Су-30МКИ, авиасалон МАКС-2003 |
Су-30К
18 Су-30К (б/н SB001 -SB018), поставленные в 1997-1999 годах, оснащены РЛС Н011М «Барс» Мк 1, которая обеспечивает применение управляемого оружия только класса «воздух - воздух». Все Су-30К перепоставлены в Белоруссию, их планируется модернизировать до уровня Су-30КН, взамен из России поставлено 18 Су-30МКИ.
Су-30МКИ Mk 1
В 2002 году ВВС Индии получили десять Су-30МКИ Мк 1 (б/н SB019 — SB028) с ПГО, двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги, РЛС Н011 «Барс» с фазированной антенной решеткой и измененным составом БРЭО; оснащены РЛС «Барс» Мк 2, обеспечивающей применение УР «воздух - воздух» РВВ-АЕ и ПКР Х-31А. Количество узлов подвески вооружения увеличено до 12, масса боевой нагрузки 8000 кг; оснащен системой дозаправки топливом в полете.Су-30МКИ ВВС Индии. |
Су-30МКИ Мк 2
В 2003 году Индия получила 12 Су-30МКИ Мк 2 (б/н SB029 - SB040). СУО истребителя обеспечивает применение УР «воздух - поверхность» с телевизионным наведением Х-59МЭ. На самолетах, поставленных в конце 2004-го, установлены РЛС «Барс» Мк 3 с процессорами индийской разработки и индийского производства. Предусмотрена установка подвесного контейнера израильского производства с аппаратурой наведения КАБ-500Л и КАБ- 1500Л с лазерным наведением.
Сборка истребителей Су-30МКИ по лицензии ведется на заводе фирмы HAL в Насике с 2004 года. ВВС Индии намерены приобрести в общей сложности около 300 Су-30МКИ.
Су-30МКА ВВС Алжира закупили 44 Су-30МКА. По составу БРЭО самолеты аналогиины «МКИ», но большая часть БРЭО израильского производства заменена российскими и индийскими аналогами, ПГО не установлено.
Су-30МКИ Мк3
Десять Су-30МКИ Мк 3 (б/н SB041 - SB050) четвертой партии поставлены в 2004 году. Все самолеты Су-30МКИ построены в Иркутске.Сборка истребителей Су-30МКИ по лицензии ведется на заводе фирмы HAL в Насике с 2004 года. ВВС Индии намерены приобрести в общей сложности около 300 Су-30МКИ.
Су-30МКМ
Вариант для ВВС Малайзии, аналогичный Су-30МКИ, поставлено 18 истребителей.Су-30МКА ВВС Алжира закупили 44 Су-30МКА. По составу БРЭО самолеты аналогиины «МКИ», но большая часть БРЭО израильского производства заменена российскими и индийскими аналогами, ПГО не установлено.
Су для вооруженных сил Китая
Китай в 1999 году заказал 38 Су-30МКК с усиленным шасси, позволяющим выполнять взлет с полной заправкой и вооружением суммарной массой в 8 т. Как и в случае с Индией, самолеты для КНР поставлялись несколькими партиями и отличались друг от друга. Все Су-30МКК строились в Комсомольске-на-Амуре.Предсерийные МКК
Первый прототип Су-30 (Т1ОПУ-5) доработали в прототип Су-30МКК в 1 999 году. Первый полет Су-30МКК выполнил в Жуковском 9 марта 1999 года. Всего построено четыре предсерийных самолета (б/н 501, 502, 503, 504). На Су-30МКК установлена РЛС Н001ВЭ, обеспечивающая применение УР РВВ-АЕ, обновлен состав БРЭО; ассортимент вооружения расширен за счет высокоточного оружия класса «воздух - поверхность»; приборное оборудование выполнено на основе ЖК- дисплеев. Китайские самолеты не оснащены ПГО и двигателями с ОВТ.Су-30МКИ и Су-30МКК полет парой на авиасалоне МАКС-2003 |
Су-30МКК
Первые десять серийных Су-30МКК переданы Китаю в декабре 2000 года. К августу 2004-го поставлены все 24 заказанных самолета. По двум контрактам (1999 год и 2001 год) для Китая построено 76 Су-30МКК.
Четыре самолета Су-30МК2В, аналогичные Су-30МК2, в 2004 году поставлены Вьетнаму, впоследствии объем закупок был доведен до 48 Су-30МК2В, на август 2012 года ВВС Вьетнама располагали 24 Су-30МК2В. 12 самолетов Су-30МК2 поставлено Индонезии. В 2006-2008 годах ВВС Венесуэлы получили 24 Cy-30MK2V, аналогичные в целом Су-30МК2. ВВС Уганды закупили шесть Су-30МК2.
Су-30МК2 (Су-30МКК-2)
СУВ самолета Су-30МК2 доработана для использования ПКРХ-31А. Контракт на поставку 24 Су-30МК2 подписан в январе 2003 года. Первые самолеты переданы заказчику в январе 2003 года, заказ выполнен в 2004-м.Четыре самолета Су-30МК2В, аналогичные Су-30МК2, в 2004 году поставлены Вьетнаму, впоследствии объем закупок был доведен до 48 Су-30МК2В, на август 2012 года ВВС Вьетнама располагали 24 Су-30МК2В. 12 самолетов Су-30МК2 поставлено Индонезии. В 2006-2008 годах ВВС Венесуэлы получили 24 Cy-30MK2V, аналогичные в целом Су-30МК2. ВВС Уганды закупили шесть Су-30МК2.
Су-30М2
Вариант Су-30М2 для ВВС РФ.В 2012 году поставлено четыре самолета (авиабаза Крымск), самолеты построены КнААПО.
Су-30СМ Весной 2012 года был подписан контракт на поставку ВВС РФ до 2015-го 30 Су-30СМ. Выполнение контракта возложено на корпорацию «Иркут». Су-30СМ является вариантом Су-30МКИ с БРЭО российского производства.
Су-30СМ Весной 2012 года был подписан контракт на поставку ВВС РФ до 2015-го 30 Су-30СМ. Выполнение контракта возложено на корпорацию «Иркут». Су-30СМ является вариантом Су-30МКИ с БРЭО российского производства.
Доработанные Су-30 пилотажной группы «Летчики-испытатели». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий