Казалось бы, что общего между двухмоторными фронтовыми бомбардировщиками времен Великой Отечественной войны Пе-2, Ту-2 и маленьким одномоторным истребителем-бипланом И-5, разработанным на рубеже 1920-1930 годов. Это самолеты абсолютно разные по конструкции, назначению и времени создания, однако связывает их то, что все они были спроектированы авиаконструкторами, арестованными по ложным обвинениям во вредительстве и шпионаже.
Первое тюремное конструкторское бюро, прозванное «шарашкой», было организовано ОГПУ еще в ноябре 1929 года. Туда собрали авиационных инженеров, получивших по так называемому «делу Промпартии» длительные сроки заключения или даже «высшую меру» с отсрочкой исполнения приговора. «Шарашку» разместили в огороженном забором ангаре авиазавода № 39, из-за чего она получила официальный шифр ЦКБ-39. В некоторых документах встречается и другое обозначение - ВТ - «внутренняя тюрьма».
Первый прототип истребителя И-5. Буквы «ВТ» («внутренняя тюрьма»), вписанные в центр стилизованной звезды на руле направления, красноречиво свидетельствуют о месте появления на свет этой машины. |
Самым известным «вредителем» там был Николай Николаевич Поликарпов - разработчик знаменитого учебного самолета У-2 и ряда других удачных машин, а кроме него в ЦКБ-39 трудились еще 19 опытных специалистов, ранее занимавших должности ведущих инженеров и начальников отделов в различных авиационных КБ. Именно этим «вредителям» поручили в сжатые сроки спроектировать одноместный истребитель бипланной схемы под мотор воздушного охлаждения Гном-Рон «Юпитер», который планировалось выпускать по лицензии в СССР. Самолету присвоили индекс И-5.
Заключенных разделили на несколько групп, каждая из которых независимо от других разрабатывала свой эскизный проект. Потом проекты сравнили представители ВВС и выбрали разработку группы Поликарпова, что и не удивительно, учитывая его талант и высокую квалификацию. Затем все остальные группы присоединили к поликарповской, чтобы еще более ускорить темпы работ. Окончательный проект и чертежи выполнили надо учесть, что тюремная администрация отказалась вывозить заключенных инженеров в Москву для продувок моделей будущего истребителя в аэродинамических трубах и проведения других лабораторных экспериментов. А оборудования для таких экспериментов в ЦКБ-39 не было, поэтому многое приходилось делать, полагаясь лишь на теоретические расчеты и интуицию.
И-15, И-152 и И-153.
Заводские испытания прошли успешно, Бухгольц отметил отличную маневренность и легкость управления нового самолета, а также короткую взлетно-по- садочную дистанцию, позволявшую действовать с небольших площадок.
Всего было построено три опытных экземпляра, незначительно различавшихся между собой, в частности, на второй машине слегка уменьшили высоту руля направления, а за вырезом кабины установили заголовник.
В августе 1930 года принимается решение о запуске И-5 в серийное производство на том самом заводе № 39, при котором продолжали отбывать свои сроки несправедливо осужденные авиаконструкторы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий