в Google+ Мы в Google+ История создания Ил-38 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

22.03.2013

История создания Ил-38

самолет Ил-38

Адекватным ответом на появление в составе ВМС США атомных подво­дных лодок с баллистическими ра­кетами (ПЛАРБ) стало создание базового противолодочного самолета Ил-38.

Основу противолодочной авиации ВМФ СССР в 1950-е годы составляли ле­тающие лодки Бе-б, которые годились лишь для поиска и уничтожения дизель­ных субмарин, и то с большими оговор­ками. Американцы большой тайны из са­мого факта разработки ПЛАРБ не делали. Наоборот, программа постройки ракет­ных атомоходов сопровождалась мас­сированной пиар-компанией. Неуди­вительно, что в СССР начались работы по созданию систем оружия, способных нейтрализовать новую угрозу.

Противолодочный Ил-38 фото
Противолодочный Ил-38 разработан на основе пассажирского Ил-18. На фотографии — прототип Ил-18 с двигателями НК-4.

В конце 1950-х годов в рамках не­скольких программ проводились ис­следования по выработке технических заданий на специализированные проти­володочные самолеты, их бортовое обо­рудование и вооружение. Результатом стали технические задания на противо­лодочную летающую лодку-амфибию (будущий Бе 12) и базовый (аэродром­ного базирования) противолодоч­ный самолет, целевое оборудование и вооружение.

Техническое задание на базовый са­молет оговаривало боевой радиус в 2200 км, что полностью соответство­вало дальности пуска (2200 км) пер­вых американских баллистических ра­кет с подводным стартом Polaris 1. Если амфибию спроектировали с нуля, то ба­зовую машину решили проектировать на основе существующего гражданско­го авиалайнера. Аналогично поступили американцы и англичане, спроектировав самолет Р-3 Orion на основе пассажир­ского Lockheed L-188 «Electra» и Hawker Siddeley HS 801 Nimrod на основе de Havilland D.H.106 Comet. За основу базо­вой машины взяли уже успевший хоро­шо себя зарекомендовать Ил-18В. Вы­бор оказался удачным - Ил-18 входит в число самых лучших турбовинтовых авиалайнеров в истории мировой авиа­ции. Фюзеляж большого объема позво­лял разместить вооружение и поисковое оборудование, а также обеспечить до­статочно комфортные условия для рабо­ты экипажа.

Постановление СМ СССР, согласно ко­торому был разработан базовый проти­володочный самолет Ил-38, датирует­ся 18 июня 1960 года. Уместно заметить, что первая ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» вошла в состав ВМС США в 1959 году, то есть самолет был нужен, как всегда, «вчера». Сроки поджимали...
Ил-38 фото
Долгие годы Ил-38 оставался основным противолодочным самолетом средней зоны морской авиации СССР и России.
В отличие от американской практи­ки, когда главным подрядчиком при раз­работке «специзделий» на основе суще­ствующих самолетов обычно выступают «электронные» фирмы, в СССР головным разработчиком в таких ситуациях почти всегда являлось авиационное КБ. Ил-38 исключением не стал. Разработка самоле­та велась в ОКБ-240 под общим руковод­ством С.В. Ильюшина, главным конструк­тором самолета являлся Р.П. Папковский. Первый полет прототип Ил-38 выполнил на Ходынском поле в Москве 28 сентября 1961 года, экипаж - летчики В.К. Кокки- наки, Э.И. Кузнецов, штурман В.Ф. Вос­кресенский, радист И.С. Силиманов. Ин­тересно, что последний в истории взлет с легендарной Ходынки выполнил 3 июля 2003 года именно Ил-38, модернизиро­ванный для ВМС Индии авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина. Самолет затем испытывался в Жуковском и в 3-м управлении ГК НИИ ВВС на аэродроме Кировское в Крыму.

Испытания собственно самолета боль­ших проблем не создали, иное дело - целевое оборудование. Разработка при­цельно-поисковой системы «Беркут» началась в ленинградском НИИ-131 (поз­же ЛНПО «Ленинец») согласно постанов­лению СМ СССР от декабря 1959 года, то есть раньше самолета. Комплекс отли­чался невиданной по тем временам для отечественной промышленности слож­ностью, достаточно сказать, что в его со­став входила ЦВМ. Штатное целевое оборудование установили на прототип только в 1963 году. Государственные ис­пытания самолета и бортового оборудо­вания завершились в декабре 1965 года. На вооружение авиации ВМФ СССР са­молет Ил-38 с поисково-прицельной си­стемой «Беркут» был принят в январе 1969 года.
ил-38 морской змей

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск