Адекватным ответом на появление в составе ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) стало создание базового противолодочного самолета Ил-38.
Основу противолодочной авиации ВМФ СССР в 1950-е годы составляли летающие лодки Бе-б, которые годились лишь для поиска и уничтожения дизельных субмарин, и то с большими оговорками. Американцы большой тайны из самого факта разработки ПЛАРБ не делали. Наоборот, программа постройки ракетных атомоходов сопровождалась массированной пиар-компанией. Неудивительно, что в СССР начались работы по созданию систем оружия, способных нейтрализовать новую угрозу.
Противолодочный Ил-38 разработан на основе пассажирского Ил-18. На фотографии — прототип Ил-18 с двигателями НК-4. |
В конце 1950-х годов в рамках нескольких программ проводились исследования по выработке технических заданий на специализированные противолодочные самолеты, их бортовое оборудование и вооружение. Результатом стали технические задания на противолодочную летающую лодку-амфибию (будущий Бе 12) и базовый (аэродромного базирования) противолодочный самолет, целевое оборудование и вооружение.
Техническое задание на базовый самолет оговаривало боевой радиус в 2200 км, что полностью соответствовало дальности пуска (2200 км) первых американских баллистических ракет с подводным стартом Polaris 1. Если амфибию спроектировали с нуля, то базовую машину решили проектировать на основе существующего гражданского авиалайнера. Аналогично поступили американцы и англичане, спроектировав самолет Р-3 Orion на основе пассажирского Lockheed L-188 «Electra» и Hawker Siddeley HS 801 Nimrod на основе de Havilland D.H.106 Comet. За основу базовой машины взяли уже успевший хорошо себя зарекомендовать Ил-18В. Выбор оказался удачным - Ил-18 входит в число самых лучших турбовинтовых авиалайнеров в истории мировой авиации. Фюзеляж большого объема позволял разместить вооружение и поисковое оборудование, а также обеспечить достаточно комфортные условия для работы экипажа.
Постановление СМ СССР, согласно которому был разработан базовый противолодочный самолет Ил-38, датируется 18 июня 1960 года. Уместно заметить, что первая ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» вошла в состав ВМС США в 1959 году, то есть самолет был нужен, как всегда, «вчера». Сроки поджимали...
Долгие годы Ил-38 оставался основным противолодочным самолетом средней зоны морской авиации СССР и России. |
Испытания собственно самолета больших проблем не создали, иное дело - целевое оборудование. Разработка прицельно-поисковой системы «Беркут» началась в ленинградском НИИ-131 (позже ЛНПО «Ленинец») согласно постановлению СМ СССР от декабря 1959 года, то есть раньше самолета. Комплекс отличался невиданной по тем временам для отечественной промышленности сложностью, достаточно сказать, что в его состав входила ЦВМ. Штатное целевое оборудование установили на прототип только в 1963 году. Государственные испытания самолета и бортового оборудования завершились в декабре 1965 года. На вооружение авиации ВМФ СССР самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой «Беркут» был принят в январе 1969 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий