В 1944 году А.С. Яковлев предложил оснастить истребитель Як-3 звездообразным мотором воздушного охлаждения АШ-82ФН - гораздо более мощным, чем изначально стоявший на этой машине двигатель ВК-105. Самолет, которому присвоили индекс Як-ЗУ («улучшенный»), получился в целом удачным, но его испытания завершились в июне 1945 года, когда Великая Отечественная война уже закончилась и потребность в таком истребителе отпала. Серийно он не строился.
Тогда Яковлев решил переделать машину в двухместный учебно-трениро- вочный истребитель, установив на него облегченный мотор AШ-21. Этот семи - цилиндровый однорядный мотор представлял собой как бы «половину» четырнадцатицилиндрового двухрядного АШ-82ФН. Мощность AШ-21 была вдвое меньшей, чем у АШ-82ФН, но для учебного самолета она считалась вполне достаточной. Также вдвое меньшим был и расход горючего. К 1945 году АШ-21 прошел 100-часовые ресурсные испытания, был признан вполне надежным и принят на снабжение ВВС.
Прототип учебно-тренировочного истребителя Як-3УТИ. От серийных Як-11 он отличался убирающимся хвостовым колесом. Снимок сделан в 1946 году. |
Необходимость в новой учебной машине объяснялась тем, что в годы войны основным самолетом в летных школах оставался давно устаревший биплан У-2 (По-2) и почти такой же старый УТИ-4 - двухместный вариант истребителя И-16. Эти самолеты не позволяли осуществлять полноценную подготовку пилотов современных скоростных машин, поэтому выпускников летных школ приходилось доучивать в так называемых ЗАПах - запасных авиаполках, где бывшие курсанты осваивали новую технику на двухместных вывозных истребителях Як-7В, Як-9В и Ла-7УТИ.
Такая двухступенчатая система серьезно замедляла учебный процесс, к тому же использование в качестве летающих тренажеров двухместных вариантов боевых истребителей обходилась слишком дорого. Облегченный и упрощенный двухместный вариант Як-3 как нельзя лучше подходил для «продвинутой» подготовки в летных школах, позволяя их выпускникам сразу, минуя ЗАПы, садиться в кабины боевых машин.
Як-11 из музея ОКБ имени А.С. Яковлева на выставке советской авиатехники в Тушино. Сейчас эта машина экспонируется в красногорском Музее истории техники Вадима Задорожного. |
Потребность в «летающей учебной парте» была столь велика, что вскоре к ее производству подключили ленинградский авиазавод № 272. В 1946 году успели сдать военной приемке первые 29 серийных экземпляров, а всего до 1955 года, когда постройка самолета завершилась, в СССР было выпущено 3459 Як-11, из них 1753 - в Ленинграде и 1706 - в Саратове. Пик серийного производства пришелся на 1948 год, когда из заводских цехов вышло около 1000 учебных истребителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий