К концу войны серийные реактивные истребители появились в ВВС Германии и Великобритании. Полным ходом велись работы по реактивной тематике в США. Советский Союз формально даже опередил другие страны - первым в мире вооруженным реактивным истребителем стал БИ-1. На практике отставание было огромным. ЖРД в качестве основного двигателя для истребителя не годился, паллиативные решения в виде жидкостных ускорителей, дополнительных прямоточных двигателей и других комбинированных силовых установок перспективы не имели.
Изучение аэродинамики больших скоростей в середине 1940-х годов находилось в зачаточном состоянии, поэтому многие вполне обоснованно считали главной проблемой «аэропланов реактивных» разработку турбореактивного двигателя. Также следует заметить, что и сегодня создать самолет проще, чем двигатель.
Истребитель Як-3 ВВС Югославии в музее авиации в Белграде, Сербия. |
А.И. Микоян и П.О. Сухой приступили к проектированию самолетов с двумя ТРД. С.А. Лавочкин и А.С. Яковлев остановили свой выбор на однодвигательных истребителях. Оба конструктора выбрали реданную схему, при которой ТРД ставился, подобно поршневому мотору, в носовой части фюзеляжа. Ре- данная схема позволяла без радикальной переделки конструкции планера заменить поршневой мотор на ТРД. Именно так поступили в ОКБ-11 5 главного конструктора А.С. Яковлева; Микоян, Лавочкин и Сухой создавали свои «изделия» с нуля. ТРД Jumo-004, получивший отечественное обозначение РД-10, установили на истребитель Як-3.
Прототип истребителя Як-15 |
Як-3 с ТРД РД-10 получил обозначение Як-15. Первый полет на Як-15 летчик-испытатель М.И. Иванов выполнил 24 апреля 1946 года, через несколько часов после первого полета МиГ-9. Первые советские реактивные истребители выполнили свои первые полеты в один день! Заводские испытания Як-15 были завершены в июне 1946 года, Государственные - в декабре 1946 года. Як-15 стал первым реактивным истребителем, принятым на вооружение ВВС Красной Армии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий