в Google+ Мы в Google+ История создания Як-15 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

07.03.2013

История создания Як-15


К концу войны серийные реактивные истребители появились в ВВС Гер­мании и Великобритании. Полным ходом велись работы по реактивной те­матике в США. Советский Союз формаль­но даже опередил другие страны - пер­вым в мире вооруженным реактивным истребителем стал БИ-1. На практике от­ставание было огромным. ЖРД в каче­стве основного двигателя для истреби­теля не годился, паллиативные решения в виде жидкостных ускорителей, дополни­тельных прямоточных двигателей и дру­гих комбинированных силовых установок перспективы не имели.

Изучение аэродинамики больших ско­ростей в середине 1940-х годов нахо­дилось в зачаточном состоянии, поэтому многие вполне обоснованно считали глав­ной проблемой «аэропланов реактивных» разработку турбореактивного двигателя. Также следует заметить, что и сегодня соз­дать самолет проще, чем двигатель.



Истребитель Як-3 ВВС Югославии в музее авиации в Белграде, Сербия.
Готового к установке на самолет отече­ственного двигателя в 1945 году не было, как не было и самолета под реактивный двигатель. Знакомство с трофейной гер­манской техникой позволило оценить всю глубину пропасти, в которой оказались ВВС Красной Армии. В Кремле всерьез об­суждали вопрос о запуске в серию истре­бителя Ме-262. Сталин принял решение, и со своими постами расстались команду­ющий ВВС маршал авиации А.А. Новиков и нарком авиапрома А.И. Шахурин, а пе­ред авиаконструкторами поставили задачу в кратчайший срок разработать истреби­тели под германские реактивные двигате­ли Junkers Jumo-004 и BMW-003.

А.И. Микоян и П.О. Сухой приступи­ли к проектированию самолетов с дву­мя ТРД. С.А. Лавочкин и А.С. Яковлев остановили свой выбор на однодвига­тельных истребителях. Оба конструкто­ра выбрали реданную схему, при кото­рой ТРД ставился, подобно поршневому мотору, в носовой части фюзеляжа. Ре- данная схема позволяла без радикаль­ной переделки конструкции планера за­менить поршневой мотор на ТРД. Именно так поступили в ОКБ-11 5 главного кон­структора А.С. Яковлева; Микоян, Лавоч­кин и Сухой создавали свои «изделия» с нуля. ТРД Jumo-004, получивший отече­ственное обозначение РД-10, установили на истребитель Як-3.
Прототип истребителя Як-15
 Проектирование реактивного Як-З-ЮМО началось весной 1945 года, ведущим кон­структором был Е.Г Адлер. Темпы работы оставались военными - первый прототип собрали в октябре 1945 года. Однако кон­структивные недостатки проявились еще до первого полета: струя раскаленных газов двигателя прожгла обшивку нижней хво­стовой части фюзеляжа, сгорело резино­вое колесо хвостовой опоры шасси. Первый прототип пришлось отправить на доработ­ку. В декабре 1945 года собрали второй прототип, который после нескольких руле­жек и подлетов использовали для продувок в аэродинамических трубах ЦАГИ.

Як-3 с ТРД РД-10 получил обозначение Як-15. Первый полет на Як-15 летчик-ис­пытатель М.И. Иванов выполнил 24 апре­ля 1946 года, через несколько часов после первого полета МиГ-9. Первые советские реактивные истребители выполнили свои первые полеты в один день! Заводские ис­пытания Як-15 были завершены в июне 1946 года, Государственные - в декабре 1946 года. Як-15 стал первым реактив­ным истребителем, принятым на вооруже­ние ВВС Красной Армии.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск