ОКБ конструктора П.О. Сухого было образовано в 1939 году и в своем первозданном виде просуществовало десять лет - до закрытия в 1949 году. Разработки «первой» суховской фирмы отличались добротностью, но заметного следа в истории авиации не оставили.
История возрожденной фирмы началась фактически с чистого листа. В мае 1953 года П.О. Сухой получил назначение на должность Главного конструктора небольшого ОКБ-1, созданного ранее специально для копирования американского истребителя F-86 Sabre. Сухой сумел расширить производственную базу ОКБ и получить задание на разработку новых самолетов - о копировании Sabre уже не вспоминали. С февраля 1954 года конструкторское бюро стало именоваться ОКБ-51, размещалось оно к этому времени на Ходынском поле - там, где ранее находилось знаменитое ОКБ Н.Н. Поликарпова (кстати, тоже имевшее номер 51).
Истребитель-перехватчик Су-9 из коллекции музея ВВС в Монино. |
Поначалу именно разработке С-1 отдавался приоритет, но с мая 1955 года первостепенной для ОКБ-51 стала разработка перехватчика. Для перехватчика, в отличие от фронтового истребителя, конструкторы выбрали треугольное в плане крыло. Первый полет на прототипе Т-3 (Т - треугольное крыло, 3 - перехватчик; проект перехватчика со стреловидным крылом обозначался С-3) летчик-испытатель В.Н. Махалин выполнил 26 мая 1956 года. Испытания шли трудно - главным образом из-за проблем с новым двигателем АЛ-7Ф конструкции
А.М. Люльки. Все пункты требований к перехватчику выполнить не удалось, самое главное - самолет «не добирал» в максимальной скорости и практическом потолке. Сроки выполнения задания были сорваны. Второй доработанный прототип получил обозначение ПТ-7, с него впервые были выполнены пуски ракет, но и он не стал эталоном для серийного производства. Формально ПТ-7 запустили в серию как ПТ-8, серия ограничилась тремя перехватчиками.
Опытный перехватчик ПТ-8. |
В середине 1950-х годов воздушное пространство СССР совершенно безнаказанно «бороздили» американские высотные разведчики U-2 и RB-57. Шансов «достать» эти разведчики Т-3 не имел.
Требования к перехватчику в части высотности резко ужесточили. Под новые требования на основе Т-3 был спроектирован Т-43. Речь шла о разработке уже не самолета, а комплекса перехвата в составе наземной системы управления «Воздух-1» и перехватчика с РЛС и УР «воздух - воздух». Комплекс проектировался в двух вариантах: ТЗ-51 и ТЗ-8М. Отличие между ними заключалось в установленных на самолетах РЛС и УР. Более перспективным посчитали комплекс ТЗ-51. Первый полет на Т-43 (фактически, на прототипе Су-9) выполнил летчик-испытатель B.C. Ильюшин 10 октября 1957 года. Уже в третьем полете на этом самолете Ильюшин превысил на 500 м заданный требованиями потолок в 21 ООО м. Госиспытания комплекса начали в декабре 1958 года. В числе других летчиков ГНИКИ ВВС в испытаниях комплекса перехвата принимал участие будущий космонавт дважды Герой Советского Союза ПТ. Береговой. Госиспытания были завершены в апреле 1960 года, а в октябре того же года комплекс перехвата Су-9-51 был принят на вооружение авиации войск ПВО. Обозначение Су-9 долгое время являлось секретным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий