Истребители Су-7 в отличие от истребительно-бомбардировочных модификаций заметного следа в истории отечественной авиации не оставили. Тем не менее свою карьеру в ВВС СССР Су-7 начал как истребитель. Первой строевой частью, получившей Су-7 весной 1959 года, стал дислоцированный в Воздвиженке под Уссурийском 523-й Оршанский Краснознаменный орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского истребительный авиаполк, где самолет проходил войсковые испытания. Су-7 также поступили на вооружение 821 -го ИАП и учебного авиаполка Ейского училища летчиков. К середине 1960-х годов истребителей Су-7 в войсках не осталось, так 523-й полк перевооружили на Су-7Б уже в 1961 году.
Первым на Су-7Б в 1960 году перевооружили дислоцированный на Украине в Николаевской области 642-й гвардейский Краснознаменный Братиславский авиаполк истребителей-бомбардировщи- ков. На следующий год Су-7Б получил дислоцированный в подмосковной Кубинке 274-й АПИБ, а в июле летчики этого полка демонстрировали Су-7Б на воздушном параде в Тушине. До середины 1970-х годов Су-7Б и его варианты составляли основу истребительно-бомбардировочной авиации. Полки, вооруженные Су-7, дислоцировались по всей территории СССР, за исключением крайнего севера. Несколько советских полков истребителей-бомбар- дировщиков базировалось в Венгрии, ГДР, Польше и Чехословакии. Последние Су-7Б сняли с вооружения строевых частей ВВС СССР к середине 1980-х годов. В боевых действиях советские Су-7 участия не принимали, но как роль «оружия сдерживания» вероятного агрессора, безусловно, сыграли.
Учения по подготовке Су-7БМ к полету в условиях применения противником оружия массового поражения; 1-й гвардейский Красногвардейский дважды Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова III степени авиационный полк истребителей- бомбардировщиков имени 50-летия образования СССР, середина 1970-х годов.
В первые годы эксплуатации Су-7 приобрел сомнительную славу самого аварийного самолета ВВС СССР. Причин тому было немало. Машина поступила в войска «сырой», особенно в части двигателя АЛ-7Ф. Су-7 отличался строгостью в пилотировании и имел достаточно высокую посадочную скорость - 340 км/ч. В кабины Су-7 садились летчики с опытом полетов на МиГ-15 и МиГ-17, разрыв в летных данных и особенностях техники пилотирования этих самолетов был огромен. С другой стороны, летчики, относившиеся к Су-7 на «Вы», особых проблем не имели. Полковник И.Б. Ка- чаровский пролетал на Су-712 лет и считал, что «аварийная» слава этой машины во многом субъективна - дело не в самолете, дело в летчиках. В Центре боевого применения фронтовой авиации на Су-7Б отработали нанесение ударов звеном со сложных видов маневра не только днем, но и ночью, хотя самолет оборудования для работы в темное время суток не имел.
Су-7БМК/БКЛ получили союзники СССР по Варшавскому договору - Польша и Чехословакия. Су-7 поступили на вооружение ВВС ЧССР в 1964 году. Истребителями-бомбардировщика- ми Су-7БМ/БКЛ вооружили два истре- бительно-бомбардировочных авиаполка. Всего в ЧССР поставили 64 Су-7БМ,
31 Су-7БКЛ и семь спарок. В этом же году Су-7 поступили на вооружение ВВС ПНР - 31 Су-7БМ/БКЛ и восемь спарок Су-7УМК. С вооружения ВВС Польши и Чехословакии Су-7 сняли в 1990 году.
Дольше всех истребители-бомбар- дировщики Су-7 эксплуатировали Афганистан и Северная Корея. Афганистан получил Су-БМК еще до Апрельской революции 1978 года, последние полеты афганские Су-7 выполнили в 1992 году.
В КНДР Су-7БМК формально до сих пор остаются на вооружении, однако пригодность самолетов к полетам вызывает большие сомнения.
На экспорт было поставлено 40% от общего числа построенных Су-7, большая часть из них поступила в Алжир, Египет, Сирию, Ирак и Индию. Египет получил 185 Су-БМК/УМК, Сирия - порядка 60 машин (включая снятые с вооружения в СССР), Ирак - 83, Алжир - 22, Индия - 154. До начала арабо-израильской войны 1967 года 14 Су-7БМК успел получить только Египет, все (или почти все) эти самолеты были уничтожены израильской авиацией на аэродроме в первый день Шестидневной войны. Египетские Су-7 активно и достаточно эффективно применялись в так называемой «войне на истощение», которая в 1969-1970 годах велась между Египтом и Израилем. В войне Судного дня, развернувшейся в октябре 1973 года, принимали участие Су-7ББМК ВВС Алжира (в составе ВВС Египта), Египта и Сирии. ВВС Алжира потеряли тогда 21 из имевшихся 22 Су-7; на этом карьера Су-7БМК в ВВС Алжира завершилась. ВВС Египта потеряли от огня ПВО и истребителей ВВС Израиля 27 Су-7Б, ВВС Сирии - 13. После войны Египет рассматривал вариант модернизации Су-7БМК с участием западных фирм, но изменение политического курса Каира привело к принятию на вооружение местных ВВС американских истребителей-бомбардировщиков F-4E. Су-7БМК сняли с вооружения египетских ВВС к середине 1980-х годов.
В ВВС Сирии Су-7БМК эксплуатировались также до середины 1980-х годов, но им на смену пришли МиГ-23БН и Су-22М.
Индия первой применила в боевых действиях Су-7БМК - в 1971 году во время войны с Пакистаном. В первый день войны, 4 декабря, индийские Су-7 уничтожили на аэродромах не менее пяти самолетов ВВС Пакистана. Истребители-бом- бардировщики выполняли порой по шесть самолето-вылетов в день, а эффективность их боевой работы была просто потрясающей. Лишь одна 101-я эскадрилья записала на свой боевой счет 69 уничтоженных танков, 25 орудий и 57 грузовиков.
По официальным данным ВВС Индии потеряли 16 Су-7, все от огня с земли. С вооружения ВВС Индии Су-7 сняли в 1986 году. Су-7Б никогда не использовался как истребитель, хотя формально мог нести УР «воздух - воздух» с ИК-наведением К-13.
Комментариев нет:
Отправить комментарий