Прототипы Cy-15 (Т58Д)
Построены три прототипа для летных испытаний: Т58Д-1, Т58Д-2 и Т58Д-3. Первый прототип начат постройкой как однодвигательный, завершен в варианте с двумя двигателями, РЛС отсутствует.
В 1965 году на Т58Д-1 установили новое крыло и дополнительный подъемный двигатель, после чего самолет получил обозначение Т58ВД. На Т58Д-2 установили РЛС «Орел-Д», объем носовой части фюзеляжа в сравнении с Т58Д-1 увеличен. Летную карьеру самолет завершил как летающая лаборатория Т58Л, в 1974 году передан в музей ВВС в Монино. Поджатие фюзеляжа Т58Д-3, выполненное с учетом правила площадей, уменьшено в сравнении с первыми двумя прототипами, у которых оно было выполнено в расчете на установку одного двигателя.
ОДНОМЕСТНЫЕ СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
Су-15 (Т58Д, «изделие 37») первых выпусков
Су-15 (Т58Д, «изделие 37») поздних выпусков
Су-15, начиная с самолетов 11-й производственной серии, получили крыло с изломом по передней кромке, угол стреловидности внешних частей крыла был уменьшен до 45°. Новое крыло несколько улучшило взлетно-посадочные данные перехватчика. Впервые новое крыло установили в 1966 году на Т58Д-1.
Су-15 поздней постройки оборудовались системой сдува пограничного слоя с закрылков; отбор воздуха для системы СПС осуществлялся от доработанных двигателей Р-11Ф2СУ-300. Установлена РЛС «Орел-М». В середине 1970-х годов ассортимент вооружения расширен за счет УР «воздух - воздух» малой дальности Р-60, для подвески которых под крылом монтировались дополнительные внешние пилоны, а также подвешиваемых на под- фюзеляжных пилонах двух контейнеров УПК-23-250 с двухствольной 23-мм пушкой (впервые встроенная пушка ГП-9 была испытана на Су-15 в 1966 году, но тогда от пушечного вооружения перехватчика отказались).
Су-15Т (Т58Т, «изделие 37М»)
Вариант перехватчика с новой РЛС «Тайфун». Первый полет на прототипе Т58Т (Т - Тайфун) выполнил 31 января
1969 года летчик-испытатель В.А. Кречетов. В 1970-1971 годах в Новосибирске построено 10 «изделий 37М». От Су-15 самолет Су-15Т отличался также обновленным БРЭО, удлиненной носовой опорой шасси, более мощными двигателями Р-13-300, воздухозаборниками увеличенного сечения.
Су-15ТМ (Т58ТМ, «изделие 37М»)
Су-15ТМ из коллекции Государственного музея авиации Украины в Киеве. Под фюзеляжем подвешены два пушечных контейнера УПК-23-26О. |
Перехватчик Су-15ТМ, Ходынское поле, Москва. |
Су-15УТ (У58Т, «изделие 42»)
Проектирование двухместной учебно-тре нировочной модификации перехватчика Су-15 началось в 1965 году. Изначаль но предусматривалось оснащение спарки полноценной РЛС, как у перехватчика. Од нако в 1967 году приняли решение о раз работке тренировочного варианта У58Т без РЛС. Первый полет на прототипе У58‘ выполнил 26 августа 1968 года Е.К. Кукушев. Су-15УТ серийно строился в Новоси бирске в 1970-1972 годах. Фюзеляж по размещение второй кабины для инструктора удлинен на 45 см, изменен состав БРЭО, уменьшена емкость фюзеляжных топливных баков. Управление самолетом полностью сдублировано. РЛС отсутствует, возможность подвески «боевых» ракет не предусмотрена - допускается подвеск только массогабаритных макетов УР Р-98
Спарка Су-15УТ, летом 1993 года этот самолет в числе другой авиационной техники демонстрировался на Ходынском поле в Москве в период проведения 1-го Международного авиакосмического салона. |
Су-15УМ (У58ТМ, «изделие 43»)
Двухместная модификация для обучения и тренировки летчиков перехватчиков Су-15ТМ. Первый полет на прототипе спарки выполнили в Новосибирске 23 апреля 1976 года заводские летчи- ки-испытатели В.Т. Выломов и В.А. Белянин. Кабина для инструктора оборудована за счет уменьшения емкости фюзеляжных баков, длина спарки осталась такой же, ка у боевых Су-15ТМ. РЛС отсутствует, но воз можность подвески УР «воздух - воздух» сохранена. Серийно Су-15УМ строился в Новосибирске в 1976-1979 годах.
Всего в Новосибирске построено порядка 1400 самолетов Су-15 всех модификаций
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫE И ОПЫТНЫЕ ВАРИАНТЫ
Т58М Под обозначением Т58М велось проекти рование фронтового бомбардировщика, в дальнейшем получившего известность как Су-24.
Т58ВД
В 1966 году на первый прототип Т58Д-1 установили два подъемных двигателя РД36-35, предназначенные для сокращения длины взлета. Доработанный самолет получил обозначение Т58ВД (ВД- вертикальные двигатели) и был использован по программе разработки и испытаний Т58М. Первый полет Т58ВД выполнил б июня 1966 года, испытания завершены в 1967 году. Установку дополнительных подъемных двигателей сочли нецелесообразной. Т58ВД демонстрировался на воздушном параде б июля 1967 года в Домодедово.
Экспериментальный Т58ВД был показан на воздушном параде в Домодедово летом 1967 года.
|
Т58Р
На Т58Р проводилась отработка РЛС бокового обзора «Рельеф» для разведчика СУ-24МР, первый полет Т58Р выполнил в мае 1972 года.
Су-15бис (Т58бис)
На одном серийном Су-15ТМ были установлены ТРДФ Р-25-300, после чего самолет получил обозначение Т58бис.
От штатных для Су-15ТМ двигателей Р-13Ф-300 новые движки отличались возможностью работы в течение 3 минут на чрезвычайном режиме. Самолет проходил летные испытания в 1972 году.
В серийное производство не передавался из-за приоритетности оснащения двигателями Р-25-300 истребителей МиГ-21бис.
У58Б
Двухместный перехватчик учебно-тренировочный самолет У58Т проектировался параллельно со спаркой У58Т. Первый полет прототип У58Б выполнил 24 июня
1969 года, в серийное производство не передавался, так как заказчик предпочел более простой вариант без РЛС. На У58Б установлена РЛС «Тайфун».
На летающих лабораториях, модернизированных из Су-15, выполнялись различные летные эксперименты, отрабатывались доза- правка в воздухе и лыжное шасси; испытывались устройства отстрела тепловых ловушек; проводились работы по исследованию запасов устойчивости и управляемости самолета в полете. В начале 1980-х годов на ЛЛСу-15 была установлена боковая ручка управления.
Модификацию Су-15УМ легко отличить от Су-15УТ по оживальной форме носового конуса фюзеляжа. |
Су-15УМ (на переднем плане) и Су-15ТМ на авиасалоне МАКС 2011. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий