Су-15УТ в полете. |
Эти пять самолетов и стали первыми Су-15 611 -го ИАП. В Дорохово перехватчики Су-15 перелетели в июле 1967 года. В 1967-1969 годах на базе 2-й эскадрильи 611 -го ИАП проводились войсковые испытания комплекса перехвата Су-15- 98. Впервые на боевое дежурство по защите воздушных рубежей СССР экипажи Су-15 заступили 30 октября 1968 года в Бежецке.
Постепенно Су-15 вытеснили из строевых частей авиации ПВО перехватчики Су-9/11, МиГ-17 и Як-25, причем в отдельных частях несколько типов перехватчиков эксплуатировались параллельно в течение нескольких лет. Так, 611-й ИАП полностью перевооружили с МиГ-17Ф и Як-25 на Су-15 в 1969 году. Су-15 состояли на вооружении авиаполков, дислоцированных от Балтийского моря до Тихого океана. Самые «восточные» Су-15 находились в Анадыре. Они летали на перехват аэростатов, сопровождение самолетов НАТО. «Типовой», так сказать, целью являлись американские разведчики Р-3 «Орион». Удержаться в одном строю с Р-3 получалось не всегда, так как скорость сваливания «Ориона» меньше, чем у Су-15. Если экипаж «Ориона» выпускал при двух работающих двигателях механизацию крыла и шасси, Су-15 неминуемо проскакивал вперед, а попытка удержаться в одном строю оборачивалась потерей высоты в несколько сот метров на скольжении. Между тем в 1980-е годы подобные «игры» велись на очень небольших высотах.
Су-15 принял участие в двух, пожалуй, самых скандальных эпизодах холодной войны в воздухе. 20 апреля 1978 года капитан А. Босов из 431 -го ИАП ПВО (аэродром Африканда) на Су-15ТМ перехватил Боинг 707 южнокорейской авиакомпании KAL. Боинг
выполнял рейс из Парижа в Канаду, но почему-то оказался в воздушном пространстве СССР. Ракетой Р-60 А. Босов вывел из строя один двигатель Боинга. Корейский экипаж сумел посадить лайнер на лед озера Корпиярви. 1 сентября 1983 года майор Г. Осипович сбил в районе Сахалина Боинг 747 компании KAL; это трагедия широко освещалась в СМИ, но тайн в ней до сих пор осталось немало. В начале 1970-х годов несколько Су-15 перебросили в Египет для обеспечения ПВО Каира, в боевых действиях они не применялись.
Аварийность Су-15 в первые годы эксплуатации была высокой, сказывались «детские болезни» конструкции и сложность управления на взлетно-посадочных режимах,унаследованная от Су-9 и Су-11. Однако к началу 1980-х годов Су-15 стал одним из самых надежных перехватчиков ПВО страны.
В 1980-х годах начался процесс замены Су-15 на МиГ-23П, который в отличие от Су-15 обладал возможностью выделять и сопровождать воздушные цели на фоне земли. В 1990 году Су-15 состояли на вооружении семи «европейских» полков: 62-го (Бельбек, Украина), 1 53-го (Моршанск), 166-го (Сандар, Грузия), 265-го, 431 -го (Африканда), 611 -го (Дорохово) и 636-го (Краматорск, Украина) — всего 230 самолетов (еще 90 Су-15 дислоцировались в азиатской части СССР). Утилизация Су-15 началась в марте 1993 года в Самаре. После распада СССР Су-15 62-го и 636-го ИАП достались Украине. Перехватчики получили опознавательные знаки украинских ВВС, но в украинских цветах почти не эксплуатировались. В ВВС РФ Су-15 сняли с вооружения к середине 1990-х годов.
Перед полетом на спарке Су-15ТМ, 885-Й ИАП ПВО, аэродром Елизово, Камчатка, середина 1980-х годов. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий