|
Осмотр самолета перед очередным вылетом, Липецк. Под крылом подвешены блоки НАР |
Впервые о существовании Су-27ИБ стало известно в 1990 году. Летом этого же года Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву продемонстрировали новейшую военную технику, когда он, отдыхая на даче в Форосе, посетил Краснознаменный Черноморский флот, в том числе и ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), На «Тбилиси» генсеку продемонстрировали палубные
МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ Суховская фирма не упустила случая показать и Су-27ИБ - самолет выполнил имитацию захода на посадку, хотя машина посадку выполнить не могла, что называется, по определению. Проход бомбардировщика заснял фотокорреспондент ТАСС, после чего фотография обошла многие мировые СМИ, иногда снимок сопровождался интригующей подписью: «Посадка на палубу ТАКР «Тбилиси». Эксперты немедленно установили назначение самолета: корабельный учебно-боевой, предназначенный для обучения летчиков палубной авиации взлету и посадке с авианосца. Появилось и обозначение самолета - Су-27КУ (Корабельный Учебный). К слову, палубный учебно-боевой самолете расположением летчиков бок о бок действительно существует - это Су - 27 КУБ.
Первые подробные фотографии самолета появились в открытой печати в 1992 году, после показа Т-10В-1 лидерам стран СНГ на авиабазе Мачулище под Минском, самолет был представлен как Су-27ИБ. Летом 1992 года Су-27ИБ принял участие в программе показательных полетов на первом МАКСе, который еще скромно именовался «Мосаэрошоу 92».
|
Подготовка Су-34 к полету на сброс 500-кг бомб, Липецк |
В 1995 году самолет вновь сменил официальное наименование — в Париже Т-10В представили как «военно-морской истребитель» - Cy-32FN. При этом основное назначение самолета никогда особо не скрывалось — нанесение ударов по наземным целям днем и ночью в любую погоду обычными и высокоточными авиационными средствами поражения. Впрочем, и с предназначением самолета не все так просто. Объективно и логично видеть в Су-34 замену Су-24, но еще в 1996 году главком ВВС РФ генерал-полковник П.С. Дейнекин заявил, что самолеты Су-24 и Ту-22М подлежат замене новым многофункциональным бомбардировщиком с повышенной боевой эффективностью. Вряд ли главком имел тогда в виду перспективный бомбардировщик Т-60С, судьба которого была предрешена. Не столь давно было объявлено, что в ВВС РФ самолетами Су-34 намечено заменить бомбардировщики Су-24М и Ту-22М-3, то есть не исключено, что «военно-морской истребитель» станет дальним бомбардировщиком, хотя аналогом Ту-22МЗ ни в коей мере не является.
Летные испытания самолет проходил в «гражданском» ЛИИ им. М.М. Громова и «военном» ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. Испытания сильно затянулись по многим причинам: скудность финансирования, доработка БРЭО, большая номенклатура подвесного вооружения.
|
Су-34 выполняет взлет на форсаже. Пламя форсажей имеет необычный голубой цвет, такого же цвета форсажи дальнего бомбардировщика Ту-22МЗ, на смену которому, возможно, придет Су-34. |
О планах вооружения строевых частей ВВС самолетами Су-34 начали говорить еще в середине 1990-х годов, но сроки постоянно смещались в будущее. В январе 1995 года было объявлено о постройке до 1998 года серии из 12-13 самолетов для проведения в полном объеме летных испытаний, с началом крупносерийного производства в 1998 году. Реально ВВС получили первые два Су-34 (б/н «01» и «02») 25 декабря 2006 года, в августе 2008 года борт «02» передали в Липецкий авиацентр. В декабре 2008-го был подписан контракт на производство в течение пяти лет 32 самолетов для российских ВВС. Есть все основания полагать, что контракт, возможно с задержкой, будет выполнен. В СМИ появлялась информация, что общая потребность отечественных ВВС в Су-34 оценивается в 400 машин. В декабре 2010 года в Липецк перегнали еще шесть бомбардировщиков. Вероятно, в 2011 году самолет поступит на вооружение одной из строевых частей ВВС РФ.
На Су-34 установлено несколько мировых рекордов высоты полета с полезным грузом разной массы, включая рекорд 19 августа 1999 года во время проведения МАКСа, — высота 1 б 150 м с грузом массой 2,3 т.
|
По маневренности Су-34 в конфигурации без внешних подвесок сопоставим с Су-27 Летчики Липецкого авиацентра выполняют групповой пилотаж в составе двух Су-34 и четырех Су-27 ведущий группы (на Су-34) начальник Центра генерал-майор А.Н. Харчевский. На снимке — роспуск группы. |
27 марта 2009 года на авиабазе Кубинка был выполнен полет — на месте штурмана Су-34 находился Президент РФ Д.А. Медведев, самолет пилотировал начальник отдела боевой подготовки Липецкого авиацентра полковник Ю. Грицаенко.
Боевым крещением для Су-34 стала «шестидневная война» с Грузией в 2008 году. В открытой печати о результатах боевой работы Су-34 почти ничего не сообщалось. Известно, что самолет работал против грузинской ПВО: ставил помехи РЛС, вел радиотехническую разведку, наносил удары управляемыми ракетами. Результаты боевого применения превзошли ожидаемые.
В 2010 году два Су-34 Липецкого авиацентра приняли участие в учениях «Восток 2010». Перелеты из Липецка на авиабазу Дземги и обратно выполнялись без посадки с двумя дозаправками в воздухе.
|
Су-34 заруливает на стоянку, штурмовик Су-25 (на переднем плане) дает представление о немаленьких размерах Су-34. |
|
Полет парой: Су-24М и Су-34 |
|
Вираж на форсаже с большой перегрузкой. На снимке хорошо видно сопряжение «новой» носовой части фюзеляжа Су-34 со «старым» фюзеляжем Су-27 |
|
Штатно на посадке Су-34 выпускаются два тормозных парашюта, как у Су-27 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий