В начале осени 1942 года на советско-германском фронте появилась новая модификация Мессершмитта - Bf 109G, оснащенная мотором повышенной мощности. Это событие сразу перевело в разряд устаревших наши самолеты Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3, которые создавались в расчете на противостояние более ранним версиям немецкого истребителя. Bf 109G намного опережал их в скорости, скороподъемности и по разгонным характеристикам. В результате, несмотря на количественный рост советской авиации, немцы за счет технического превосходства смогли удержать свое стратегическое господство в воздухе, захваченное ими еще в начале войны.
Летчик-испытатель Виктор Расторгуев в кабине опытного экземпляра истребителя Як-3. |
Чтобы исправить положение, ОКБ А.С. Яковлева в ноябре того же года приступило к коренной модернизации истребителя Як-1 с целью максимально «подтянуть» его летные данные к показателям вражеской машины, а по возможности - превзойти их. К поставленной цели авиаконструкторы шли тремя путями - повышением мощности двигателя, снижением массы самолета и улучшением его аэродинамики.
За счет повышения давления наддува удалось поднять максимальную мощность мотора ВК-105ПФ с 1180 л. с. до 1240 л.с. Столь незначительная прибавка в мощности, конечно, «погоды не делала», поэтому основное внимание пришлось уделять массе машины и аэродинамическому совершенству. Существенно облегчить самолет позволила замена массивных деревянных лонжеронов крыла более легкими - металлическими, а также уменьшение запаса топлива с 410 л до 360 л.
Для снижения аэродинамического сопротивления уменьшили размах, площадь и относительную толщину крыла, слегка сократили размеры хвостового оперения, маслорадиатор перенесли из-под мотора в центроплан, а водорадиатор глубже «утопили» в фюзеляже, сделав его гондолу более компактной. Кроме того, поставили округлое, беспереплетное лобовое стекло фонаря кабины, а полотняную обшивку в задней части фюзеляжа заменили фанерной.
Большинство этих нововведений внедрили на опытном самолете Як-1М («Москит»), который впервые поднялся в воздух 28 февраля 1943 года. Правда, на нем еще стоял мотор BK-105ПФ, а форсированную по наддуву версию этого двигателя, получившую наименование BK-105ПФ2, установили на втором прототипе, впервые взлетевшем 17 сентября (в документах он значился как «Дублер»), Помимо нового мотора «Дублер» отличался от предшественника и от стандартного на тот момент Як-16 усиленным вооружением: вместо одного крупнокалиберного синхронного пулемета БС на нем смонтировали два.
Серийная сборка Як-3 на конвейере саратовского авиазавода № 292, 1944 год. |
1 марта 1944 года первый серийный Як-3 сошел с конвейера саратовского авиазавода № 292, а в июле к производству подключился завод № 31 в Тбилиси. Выпуск самолета продолжался до середины 1946 года. Всего были построены 4848 истребителей, из них 4111 - до окончания Великой Отечественной войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий