13 августа 1942 года первые Ла-5 поступили в 49-й истребительный авиаполк (ИАП), который сражался в районе Ржевского выступа.
По нашим данным, за месяц его пилоты сбили 16 немецких самолетов, но сами потеряли в боях 10 машин, а еще четыре разбились в авариях. Для новейшего истребителя такой результат нельзя назвать выдающимся, однако на фоне других полков, которые несли еще более крупные потери, он выглядел неплохо.
Следующим эпизодом боевой биографии Ла-5 стала Сталинградская битва. В ней принимали участие 13-й, 180-й, 181 -й и 240-й иап, а также 3-й и 5-й Гвардейские иап, воевавшие на этих машинах. Нашим летчикам противостояла элита германской истребительной авиации, а потому бои были яростными, потери — очень тяжелыми. Так, 240-й полк всего за девять дней последней декады августа был выбит почти целиком. Из 25 самолетов, с которыми он прибыл на фронт, осталось пять. При этом летчикам полка удалось сбить лишь 10 немецких машин. Но благодаря неуклонному наращиванию численности советских ВВС и приобретенному боевому опыту чаша весов постепенно склонилась в нашу сторону. Длившееся почти полгода противоборство в сталинградском небе закончилось поражением Люфтваффе.
В марте 1943 года в бой вступили Ла-5Ф, а в битве на Курской дуге прошли боевое крещение Ла-5ФН. В этом грандиозном воздушном сражении принимали участие более 600 Ла-5 всех трех модификаций. Именно там одержал на Ла-5ФН свою первую победу будущий лучший ас антигитлеровской коалиции Иван Кожедуб.
Капитан А.В. Лобанов и командир 41-го Гвардейского иап Герой Советского Союза майор А.Г Павлов возле принадлежавшего Павлову Ла-5ФН с «сердцем» на капоте. |
Под Курском Ла-5, особенно его последняя версия «ФН», полностью раскрыл свой потенциал. Немецким пилотам пришлось резко переменить свое отношение к советскому истребителю, поначалу пренебрежительно названному ими «Новой крысой» («Neue Ratte»). К этому их вынуждали итоги воздушных боев, которые все чаще заканчивались в нашу пользу. К примеру, 116-й иап в ходе летне-осенней кампании 1 943 года сбил 71 вражеский самолет, а потерял лишь три Ла-5Ф.
В октябрьских боях за Днепр замечательно проявил себя разбитый под Сталинградом, но вновь возрожденный 240-й иап. Воевавший в его составе
И.Н. Кожедуб за 10 дней сбил 11 вражеских самолетов, а всего летчики полка за месяц уничтожили более 90 самолетов Люфтваффе!
В 1944 и 1945 годах Ла-5 совместно с Ла-7, истребителями Яковлева и американскими самолетами ленд-лиза продолжали «перемалывать» в воздушных боях истребительную и бомбардировочную авиацию Германии, завоевав и удержав до победы стратегическое господство в воздухе.
После войны Ла-5 прослужили недолго, поскольку их деревянная конструкция не была рассчитана на длительную эксплуатацию. К сожалению, ни один из 9920 экземпляров этого истребителя не сохранился до наших дней, только в московском музее Великой Отечественной войны стоит его макет, сделанный в конце прошлого века и раскрашенный под самолет балтийского аса гвардии майора Георгия Костылева.
Знаменитый певец и артист Леонид Утесов (слева) на крыле Ла-5Ф, построенного на средства, внесенные в Фонд Обороны музыкантами его джаз- оркестра. На борту самолета надпись «Веселые ребята». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий