Один из Ла-5 раннего выпуска с мотором М-82, снятый на заснеженном аэродроме осенью 1942 года. За исключением силовой установки и вооружения такие самолеты были идентичны ЛаГГ-3. Высокий закабинный гаргрот сильно ограничивал пилоту обзор назад. Для его частичного улучшения за сдвижной частью фонаря были сделаны полуовальные застекленные окошки, но они помогали слабо. Поэтому уже весной 1Э43 года на Ла-5Ф фюзеляж и кабину радикально переделали, понизив гаргрот и установив выпуклый фонарь с увеличенной площадью остекления. |
Ла-5
Первая серийная модификация, выпускалась на заводах № 21 в Горьком, № 381 в Нижнем Тагиле (в 1943 году перемещен в Москву) и № 99 в Улан-Удэ. От опытных экземпляров ее отличала конструкция передней части фюзеляжа, которой придали более округлое сечение, чтобы обеспечить плавный переход от мотора к бортам без дополнительных накладок. По своим характеристикам «ранний» Ла-5 примерно соответствовал Мессершмитту Bf 109F, но уступал более новому Bf 109G, который появился на советско- германском фронте одновременно с ним, осенью 1942 года. Кроме того, как и многие другие машины, созданные в спешке, Ла-5 поначалу имел много недостатков.
Наиболее серьезными из них были удушающая жара и загазованность в кабине, обусловленные плохой герметизацией моторного отсека и отсутствием вентиляции, а также некачественный плексиглас в остеклении, который под действием солнечных лучей быстро желтел и терял прозрачность. Вдобавок на больших скоростях и перегрузках фонарь кабины порой заклинивало. Для притока свежего воздуха, улучшения обзора и возможности покинуть машину в аварийной ситуации летчикам приходилось все время держать фонарь открытым, хотя это и запрещалось инструкцией, поскольку существенно снижало максимальную скорость.
В ходе серийного выпуска недостатки постепенно устранялись, но для успешного ведения боев с Bf 109G и другой немецкой новинкой - истребителем FW 190 - требовалось дальнейшее повышение летных данных.
Ла-5Ш
Двигатель М-82 изначально имел два режима работы — так называемый взлетный форсаж, при котором он достигал мощности 1700 л.с., и номинал, на котором его мощность составляла 1330-1350 л. с. Но на форсаже разрешалось работать в течение всего 5-10 минут. К осени 1942 года КБ Шевцова сумело усовершенствовать мотор, дав ему возможность постоянно работать в форсажном режиме. Фактически это означало солидную прибавку в мощности.
С декабря 1942 года новые двигатели начали ставить на Ла-5, одновременно в индексе машины появилась буква «Ф» (форсированный). Помимо силовой установки Ла-5Ф имел ряд других усовершенствований, направленных на повышение летных и боевых качеств. В частности, ради снижения веса с него убрали консольные бензобаки, оставив только три центропланных бака общим объемом 440 л. Дальность полета уменьшилась, но это посчитали оправданной платой за возможность эффективно противостоять всем типам вражеских истребителей.
С весны 1943 года начался выпуск Ла-5Ф с пониженным гаргротом и выпуклым фонарем кабины каплевидной формы. Стальной бронезаголовник на нем заменили бронестеклом. Вкупе с улучшением качества плексигласа это обеспечило пилоту отличный круговой обзор. А внедрение механизма аварийного сброса фонаря избавило летчиков от опасения, что если их собьют, то заевший «колпак» не позволит им выпрыгнуть с парашютом.
Ла-5Ф по всем параметрам превосходил своего предшественника, особенно на малых высотах, где прибавка в скорости достигала 40 км/ч. Также улучшились скороподъемность и условия боевой работы летчика.
Опытный экземпляр Ла-5Ш еще со старой формой кабины на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ) в городе Жуковском во время государственных испытаний, весна 1943 года. |
Ла-5ФН
Очередной шаг в модернизации машины стал возможен благодаря установке в начале 1943 года на двигатель М-82Ф аппаратуры для непосредственного впрыска топлива в цилиндры вместо «традиционного» карбюратора. Это сделало более устойчивой работу мотора в перевернутом положении и при отрицательных перегрузках, а главное - повысило мощность на 150 л. с. при увеличении массы всего на 30 кг.
Новый мотор тут же установили на Ла-5, а к обозначениям двигателя и истребителя добавились буквы «ФН», что означало «форсированный с непосредственным впрыском». В апреле 1944 года М-82ФН в честь его конструктора А. Д. Шевцова переименовали в АШ-82ФН.
На Ла-5ФН улучшили систему выхлопа, установив вместо двух выхлопных коллекторов отдельные патрубки для каждого цилиндра. Размер воздухозаборника двигателя был слегка увеличен.
Первый серийный Ла-5ФН выкатили из ворот сборочного цеха горьковского авиазавода № 21 в мае 1943 года.
В дальнейшем к выпуску машины подключили 99-й и 381 -й авиазаводы.
Ла-5ФН на сборочном конвейере Горьковского авиазавода. |
Ла-5ФН оказался удачной машиной, но значение этого фактора для общей обстановки на фронтах в 1943 году, к сожалению, было невелико. Дело в том, что из-за нехватки моторов АШ-82ФН, которые являлись конструктивно сложными, а потому очень медленно и трудно внедрялись в серию, до конца года авиазаводы сумели выпустить всего 429 Ла-5ФН. За тот же период были построены 4619 Ла-5Ф, то есть в 11 раз больше.
Только в 1944 году производство Ла-5Ф прекратилось, зато Ла-5ФН выпустили 3826 экземпляров. Но в ноябре того же года последняя боевая модификация Ла-5 уступила место истребителю Ла-7.
Ла-5УТИ (учебно-тренировочный истребитель)
В первые годы войны будущие пилоты ЛаГГ-3 и Ла-5 проходили подготовку на УТИ-4 - двухместных учебнотренировочных самолетах, сделанных на базе устаревшего истребителя И-16. Это был далеко не оптимальный вариант, поскольку особенности пилотирования И -16 довольно сильно отличались от специфики управления более современными скоростными машинами. В результате выпускников летных училищ, прибывавших в авиаполки, многому приходилось обучать заново, но уже на одноместных боевых самолетах без инструктора.
Летом 1943 года положение решили исправить, разработав двухместный учебный истребитель на основе Ла-5Ф. Вторую кабину для инструктора оборудовали позади кабины ученика, оснастив ее дублирующим комплектом органов управления и приборов. Обзор вперед у инструктора получился неважным, но без радикальной переделки машины сделать иначе было нельзя. Вооружение Ла-5УТИ сократили до одной пушки с боекомплектом в 170 снарядов, кроме того с него убрали радиостанцию, бронеспинки сидений, кислородное оборудование, бомбосбрасыватели и систему заполнения баков инертным газом. Благодаря этому двухместный Ла-5 весил не больше, чем одноместный, а летные данные практически не изменились. По технике пилотирования он так же точно соответствовал Ла-5Ф, что от него и требовалось.
Ла-5УТИ выпускался серийно с 1944-го до 1946 года, когда его сменила учебная модификация Ла-7. Надо отметить, что большинство этих спарок не делали «с нуля», а переоборудовали из одноместных истребителей, поступавших с фронта на авиазаводы для капитального ремонта.
В полете Ла-5Ф с пониженным гаргротом из состава 8-й Гвардейской истребительной авиадивизии, район Курской дуги, лето 1943 года. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий