Один из первых серийных МиГ-17 |
МиГ-17 послужил базой для создания первых советских серийных перехватчиков, оснащенных радиолокаторами, а также первого советского сверхзвукового истребителя МиГ-19. Самолеты активно использовались как летающие лаборатории, а два МиГ-17 были задействованы в программе разработки первого отечественного самолета с вертикальным взлетом и посадкой.
ФРОНТОВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ
МиГ-17
МиГ 17 в полете |
Серийные МиГ-17 имели ряд отличий от прототипов, перестроенных из МиГ-1 Ббис. Самолет стал в советских ВВС переходным типом от МиГ-17бис к МиГ-17Ф. Серийный выпуск МиГ-17 продолжался с августа 1951 года по весну 1953 года.
МиГ-17Ф
Эта модификация стала самой массовой. Главное отличие данного варианта - установка двигателя ВК-1Ф с форсажной камерой. Тяга двигателя на форсаже составляла 2600 кгс. Летные испытания опытного СФ начались 29 сентября 1951 года, и в конце 1952 года началось серийное производство под обозначением МиГ-17Ф. Самолет производился по лицензии в Чехословакии (обозначение S-104) и Венгрии (обозначение Gzuszo). МиГ-17Ф строился на нескольких советских авиационных заводах до 1959 года. На пике выпуска объем производства составлял 300 самолетов в месяц. Всего было построено порядка 8000 МиГ-17Ф.
Опытный МиГ-17Ф |
МиГ-17Р
В 1951 году в ОКБ Микояна началось проектирование высотного разведчика на базе МиГ-17А. Проект получил шифр СР-2. Самолет создавался под новый двигатель ВК-5Ф тягой 3000 кгс без форсажа и 3850 кгс с форсажем. Расчетный практический потолок составлял 1 5 500 м, что делало самолет практически неуязвимым для западных истребителей-перехватчиков того времени. Вооружение СР-2 состояло из двух пушек НР-23 с боезапасом по 100 снарядов на ствол. Пушка Н-37 была снята. В под- фюзеляжном обтекателе был установлен аэрофотоаппарат АФА-БА-40Р. МиГ-17Р строился малой серией.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
СИ-10
В конце 1954 года был построен экспериментальный самолет СИ-10; прототип переделали из МиГ-17. Целью программы являлось улучшение маневренных характеристик МиГ-17 путем установки крыла с развитой механизацией и использования управляемого стабилизатора. В основу разработки были положены данные, полученные в ходе летных испытаний прототипов СИ. В серийное производство самолет СИ -10 не передавался.
МиГ-17 (СН)
СН представлял собой МиГ-17 с полностью измененной носовой частью фюзе ляжа, где монтировалась стрелковая установка СВ-25-МиГ-17 с тремя пушками ТКБ-495 калибра 25 мм (две с левой стороны, одна с правой). Воздухозаборники двигателя перенесли в корневые части крыла. Заводские испытания прототипа начались в 1953 году, но эксперимент с подвижной стрелковой точкой был признан неудачным, и все работы в этом направлении были прекращены.
МиГ-17СН. |
И-340 (СМ-1)
В 1940-1950 годах в ОКБ велись работы по созданию истребителя, способного превысить скорость звука в пологом пикировании. Проект получил обозначение И-340 (СМ-1). В результате был разработан первый советский сверхзвуковой истребитель МиГ-19. В процессе работы МиГ-15бис переоборудовали под установку двух двигателей АМ-5 тягой по 2000 кгс. Фактически самолет представлял собой летающую лабораторию по доводке двигателей АМ-5. Двигатели размещались в хвостовой части фюзеляжа бок о бок.
На И-340 стояло два двигателя АМ-5. Дальнейшим развитием И-340 стал первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 |
Имитатор ПКР «Комета»
Для отработки системы наведения противокорабельной ракеты авиационного базирования «Комета» был разработан самолет СДК-5 (Самолет-Дублер «Кометы»), Это был МиГ-17 со снятым вооружением, на который установили контрольно-записывающую аппаратуру и аппаратуру наведения от ПКР. В 1952-1953 годах было построено несколько СДК-5, которые использовались в морской авиации для тренировок экипажей ракетоносцев Ту-16.
Самолет-дублер ПКР «Комета» - СДК-5. |
ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
J-5
В 1954 году в Шеньяне началось лицензионное производство истребителей МиГ-17Ф (китайское обозначение J-5). Лицензионный вариант двигателя ВК-1Ф получил обозначение WP-5. Первый истребитель, полностью собранный из деталей китайского производства, выполнил первый полет 2 августа 1956 года. Всего завод в Шеньяне в 1956-1959 годах изготовил 767 истребителей МиГ-17. J-5 ничем не отличались от советских МиГ-17Ф, но на них не ставилась система «Сирена-2».
JJ-5
Двухместный учебно-тренировочный истребитель, спроектированный в Китае на основе J-5A (МиГ-17ПФ).
Первый полет прототип JJ-5 выполнил 8 мая 1966 года, а в конце года самолет был рекомендован в серийное производство. До прекращения серийного производства в 1986 году был построен 1061 JJ-5. Под обозначением FT-5 и TF-5 эти самолеты экспортировались в Бангладеш, Пакистан, Судан и Танзанию.
МИГ-17 ПОЛЬСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Lim-5
Польша приступила к лицензионному производству МиГ-17Ф в 1956 году под обозначением Lim-5. Первая серийная машина была построена на заводе в Ме- леце 30 ноября 1960 года. Кроме Lim-5 и Lim-5M, завод изготовил партию фоторазведчиков Lim-5MR (в обтекателе на левом борту носовой части фюзеляжа монтировался аэрофотоаппарат АФА-39).
МиГ 17Ф из 1-го гвардейского авиа-полка истребителей-бомбардировщиков, Венгрия, 1973 год |
Lim-6
Самолет Lim-б представлял собой усовершенствованный вариант истребителя-бомбардировщика Lim-5M. Всего было построено 40 Lim-б, но ни один из них на вооружение не поступил.
Lim-6bis
В 1962 году началась разработка новой ис- требител ьно - бомба рдировоч ной моди - фикации Lim-5, получившей обозначение Lim-6bis. В данный вариант переделали часть построенных Lim-5M и Lim-б. Первый Lim-6, модернизированный в Lim-6bis, покинул сборочный цех завода в Мелеце в марте 1963 года. Всего изготовили 70 Lim-6bis. Некоторое количество Lim-6bis прошли доработку в фоторазведчики Lim-6R.
ПЕРЕХВАТЧИКИ
СП-2
СП-2 (П - поисковый) стал прототипом всепогодного истребителя-перехватчика на базе дневного истребителя МиГ-17Ф. Разработка перехватчика началась в 1949 году.
В прототип СП-2 конвертировали обычный МиГ-17, ранее уже переделанный из МиГ -15. Носовая часть фюзеляжа была доработана под установку РЛС «Коршун». Антенну РЛС разместили в обтекателе на верхней части воздухозаборника. РЛС имела одну антенну, работавшую и на поиск, и на сопровождение цели. Сопровождение цели осуществлялось в ручном режиме, что сильно затрудняло работу летчика. Первый полет СП-2 состоялся в марте 1951 года.
СП-7
СП-7 являлся альтернативой СП-2 и отличался от него типом установленной РЛС. На СП-7 установили РЛС РП-1 «Изумруд» с двумя антеннами - одной для поиска, второй для сопровождения обнаруженной цели. Испытания СП-7 завершились летом 1952 года. Установка РЛС потребовала конструктивных доработок самолета - изменения обводов новой части фюзеляжа и козырька кабины пилота. Поисковая антенна РЛС установлена в обтекателе на верхней части обечайки воздухозаборника, а следящая - на вертикальной перегородке воздухозаборника под каплеобразным обтекателем. Вооружение СП-7 состояло из трех пушек НР-23 с боекомплектом по 100 снарядов на ствол. Построена малая серия СП-7 под обозначением МиГ-17П.
МиГ-17ПФ
С появлением в 1953 году варианта двигателя ВК-1Ф с форсажем конструкторы приступили к доработке планера МиГ-17П под обновленную силовую установку. Новая модификация получила обозначение СП-7ПФ. В серийное производство самолет пошел под обозначением МиГ-17ПФ. Он стал единственным советским всепогодным истребителем.
На самолетах первых серий ставились радиоприцелы РП-1, начиная с 25-го самолета - усовершенствованные РЛС РП-5 «Изумруд-5». МиГ-1 7ПФ с РП-1 поступил на вооружение ВВС Болгарии, Чехословакии и Польши. МиГ-17ПФ поздней постройки поставлялись во многие страны Варшавского Договора, а также на Ближний Восток.
Lim-5P/Lim-6M
В 1958 году Польша получила небольшое количество МиГ-17ПФ с радиоприцелами РП-1. Самолеты стали первыми польскими всепогодными истребителями-перехватчиками.
Лицензионное производство перехватчиков с радиоприцелами РП-5 было налажено на заводе WSK в Мелеце под обозначением Lim-5P. Всего завод изготовил 129 перехватчиков шести производственных серий. Перехватчики Lim-5P экспортировались в ГДВ но в ВВС ННА ГДР самолеты обозначались МиГ-17ПФ. В 1971 году приняли решение о переделке Lim-5P в Lim-бМ.
J-5A
Параллельно с выпуском J-5 (МиГ-17Ф) китайцы освоили производство перехватчиков J-5A (МиГ-17ПФ). Самолеты китайского производства практически не отличались от перехватчиков советской постройки. Первый полет J-5A выполнил 11 ноября 1964 года. В декабре 1964 года самолет J-5A рекомендовали к массовому производству. Самолеты J-5A экспортировались во Вьетнам.
МиГ-17ПМ
МиГ-17ПМ (СП-б) стал первым советским истребителем-перехватчиком с чисто ракетным вооружением. Первой серийной советской управляемой ракетой класса «воздух - воздух» стала PC-2Y Самолет внешне довольно сильно отличался от вооруженного пушками МиГ -17ПФ. Под крылом были установлены четыре пилона АПУ-4 для ракет РС-2. Вместо РЛС РП-5 «Изумруд-5» была установлена РЛС РП-2У «Изумруд-2» с увеличенной дальностью сопровождения цели (3500 м вместо 2000 м у РП-5). Очень небольшое количество МиГ-17ПМ поступило на вооружение.
Опытный перехватчик СП-6 с ракетным вооружением |
Комментариев нет:
Отправить комментарий