![]() |
История создания Су-34 |
Под перспективный бомбардировщик «подвели» концепцию ударного самолета, способного вести воздушный бой, подобно истребителю. Советские истребители-бомбардировщики или имели весьма скромные возможности по ведению воздушного боя (МиГ-27, Су-17, Су-24), или были не слишком эффективными бомбардировщиками (МиГ-21, МиГ-23). Логичным представлялась разработка ударного варианта двухместного Су-27УБ. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке нового истребителя-бомбардировщика вышло 19 июня 1986 года. Проектирование велось под общим руководством Генерального конструктора М.П. Симонова, непосредственное руководство проектом осуществлял Р.Г Мартиросов.
![]() |
Серийный Су-34. |
В ходе разработки проект претерпел значительные изменения. Сначала это действительно была спарка Су-27УБ с расположением членов экипажа тандемом - «по-истребительному», но затем летчика и штурмана разместили плечом к плечу, как на бомбардировщике. Нельзя исключить, что изменение конструкции было вызвано корректировкой технического задания в сторону увеличения дальности полета и еще большим смещением приоритета выполняемых заданий в сторону бомбардировщика.
Размещение экипажа плечом к плечу дает возможности отказаться от дублирования части приборов и органов управления, хотя данный аргумент сомнителен - к примеру, приборное оборудование кабин чистых перехватчиков МиГ-31 и F-14 не сдублировано. В 1980-е годы разработчики едва ли не впервые за всю историю отечественной авиации стали уделять должное внимание комфортности работы экипажа в длительном полете - на боевых самолетах появились туалеты и духовые шкафы для разогрева пищи. Подобные требования предъявлялись и к Су-27ИБ.
Носовую часть фюзеляжа, очень необычную внешне, спроектировали заново. Для улучшения летных данных, прежде всего при полетах с малыми скоростями, установили переднее горизонтальное оперение, отработанное на опытном T-10-24 и использованное на палубном истребителе Су-27К (Су-33). Также, как и Су-27К, «ИБ» оборудовали системой дозаправки в воздухе. Но от регулируемых воздухозаборников отказались в пользу более простых нерегулируемых, так как от бомбардировщика высокой сверхзвуковой скорости полета не требовалось. Экипаж прикрыли бронезащитой. Су-27 в варианте «ИБ» потяжелел почти на треть, из-за чего пришлось усилить конструкцию планеру и разработать новое шасси.
![]() |
В первый прототип Т-10В-1 был перестроен Су-27УБ, самолет сохранил штатные для Су-27 одноколесные основные опоры шасси. |
От Су-27УБ опытный T-10В-1 отличался фактически лишь носовой частью фюзеляжа, сохранив даже штатные для Су-27 одноколесные основные опоры шасси. Первый полет на T-10B-1 был выполнен 13 апреля 1990 года на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова летчиком-испытателем А.А. Ивановым.
Подготовка к серийному производству началась на заводе в Новосибирске, где строились бомбардировщики Су-24. 18 декабря 1993 года первый полет на Т-10В-2 выполнил экипаж в составе летчиков-испытателей И.В. Вотинцева и Е.Г Ревунова. Этот полет широко освещался в СМИ, самолет представили как новый фронтовой бомбардировщик Су-34. В марте T-1 0В-2 для продолжения летных испытаний перегнали на аэродром ЛИИ. Второй построенный заново Су-34 подавался уже как «первый серийный» самолет, первый полет он выполнил в декабре 1994 года, но до серии было еще очень далеко - от первого полета прототипа до первого полета действительно серийного самолета прошло добрых полтора десятка лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий